О явно мошеннической схеме отъема жилья и о судебной тяжбе, в которую оказался втянут чернобылец, мы рассказали на страницах газеты. Статья содержала массу вопросов, в том числе к судебным органам, стараниями которых человека превратили в лишенца. Рубан и предположить не мог, что вместо дома покупал "кота в мешке". Как затем выяснилось, хозяева дома в течение года менялись как перчатки, но перед заключением договора купли-продажи Рубану предоставили документы об отсутствии каких-либо обременений у объекта недвижимости. Все пять сделок оформлял местный риелтор Вячеслав Горковенко, а признавал их незаконными по искам некоего Андрея Гончарова - один и тот же судья Выселковского райсуда Александр Кальчевский.
На свою беду пятым в цепочке явно липовых собственников оказался Рубан с его реальными деньгами - жилищным сертификатом на 1 738 800 рублей. На нем мышеловка и захлопнулась: судья Кальчевский, поставив Рубана в один ряд с подставными собственниками, признал недействительным заключенный им договор. И хотя дом, в который заселилась семья с несовершеннолетним ребенком, был приобретен за государственные средства, судья вынес решение без участия органа, представляющего интересы Российской Федерации.
Еще 17 июня мы проинформировали об этом прокурора Кубани Леонида Коржинека. И попросили разобраться, почему правоохранительные органы так и не выяснили, в чьи карманы ушли государственные деньги. Затем по просьбе "РГ" известный в крае юрист Сергей Рухтин запросил из архива и проанализировал все судебные решения, на основании которых прошлой осенью Рубаны были принудительно выселены из купленного дома. После чего он обратился к прокурору края с заявлением о нарушении конституционных прав Николая и Нины Рубанов, а также их несовершеннолетнего сына Саши. Из сложившейся ситуации адвокат видел единственный выход - надзорное представление прокурора в президиум Краснодарского краевого суда с целью пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных решений.
Ответа пришлось дожидаться два с лишним месяца. Да и пришел он не от прокурора края, к которому обращалась "РГ", а за подписью "начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, младшего советника юстиции Н.П. Пшипий". Чуть позже практически аналогичный ответ на свое обращение к главе надзорного органа края получил и адвокат, правда, за другой подписью. Нас проинформировали, что "прокурор края не может обратиться с кассационным представлением в Президиум Краснодарского краевого суда на решение Выселковского райсуда от 22.05.2013 года ввиду того, что сроки обжалования истекли, а он не участвовал в рассмотрении указанного дела". И ни слова о главном из приведенных нами доводов - нарушенном интересе государства.
Зато нам сообщили просто сенсационные сведения. Оказывается, решением Выселковского районного суда в пользу Рубан Н.И. уже давно взысканы средства в сумме 1 738 800 рублей, полученные по сделке купли-продажи. Чудеса да и только! Никаких денег Рубан не получал. Государственные деньги разошлись по карманам мошенников, но прокуроров это не беспокоит. Что это? Да и зачем на ровном месте врать?
- Гончаров сразу нам заявил, что, куда бы мы ни жаловались, никто нас не защитит и денег не вернет, - говорит Нина Рубан. - Он в соседней станице Березанской живет, там его все знают как егеря, который охоты и рыбалки для нужных людей организовывает. Наверное, с их помощью и решил вопрос, как нас облапошить.
С Андреем Гончаровым удалось поговорить лишь по телефону. Позвонили под предлогом, что, мол, хотим купить выставленный на продажу дом (тот самый, из которого осенью прошлого года принудительно выселили семью чернобыльца). Гончаров сначала был любезен, но, услышав о Рубанах, тут же бросил трубку. Благо казачий атаман станицы Березанской Николай Константинович Бадюля согласился ответить на вопросы "РГ".
- От Гончарова у нас одни неприятности, - признается атаман. - Каким-то чудным образом Выселковский рыбхоз передал ему в аренду часть речки Бейсуг. Теперь он не разрешает станичникам там рыбу ловить, решетки поставил, начало станичные улицы затапливать. В общем, по отношению к местным жителям ведет себя неадекватно. Рассказывают, что в лихие 90-е был приставом, потом стал заготовителем, а теперь ходит в форме егеря. Рядом с Березанской расположен большой охотничий заказник, а теперь он организовывает для особо приближенных и элитные охоты и рыбалки. Одним словом, крученый человек, многие от него пострадали.
В числе таких лишенцев оказалась и семья Рунковых из райцентра Выселки. Именно у них Гончаров отобрал тот самый дом, за который потом Рубаны расплатились государственным жилищным сертификатом.
- Я жила тут с мужем и двумя сыновьями, - рассказывает Раиса Борисовна Рункова. - Как только переписали дом на сына, тут же пришли приставы и нас выгнали. Сказали, что дом перешел Гончарову за долги нашего Димы. По словам сына, он ему был должен около 400 тысяч рублей, но дом-то гораздо дороже стоит. Но на суде наших свидетелей никто и слушать не захотел. Вот так, на старости лет мы с мужем остались на улице. Лишь в прошлом году с горем пополам насобирали денег на старенькую хатку. У Димы двое детей, он ипотеку на себя оформил. В общем, попали в долговую яму из-за этого Гончарова.
Приобрести спорное жилище, как выяснилось, Рубанам посоветовал некто Андрей Мануков, успевший к этому времени несколько раз его перепродать. Кстати, именно он порекомендовал Рубанам адвоката, который лишь делал вид, что защищал их. Не исключено, что и он был в сговоре с Гончаровым. Впрочем, разбираться в этой истории должны были правоохранители под надзором прокуратуры. Однако заявление пострадавшего чернобыльца попало, похоже, к "рыбакам и охотникам": уголовное дело возбудили лишь весной прошлого года, да и то в отношении "неустановленных лиц", хотя прекрасно известны имена всех причастных к отъему государственных средств.
Нам так и не удалось выяснить, попал ли запрос "РГ" в руки прокурора края Леонида Коржинека. Поэтому с теми же аргументами обращаемся к нему уже со страниц газеты.
- Возможность восстановления пропущенного процессуального срока и обращения прокурора с надзорным представлением в президиум краевого суда в данном случае совершенно очевидны, - считает адвокат Сергей Рухтин. - На это, кстати, указывает пленум Верховного Суда России от 11.12.2012 года "О применении судами норм гражданско-процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" и инструкция, утвержденная приказом Генерального прокурора России от 30.01.2013 года.
Остается надеяться, что на повторное обращение "РГ" опять не придут отписки. Без ответа со стороны краевой власти осталась и критика в адрес районных чиновников, хотя, как выяснилось в ходе журналистского расследования, с льготниками в кубанских Выселках давно никто не церемонится. Но это тема отдельного разговора...