20.09.2016 12:51
    Поделиться

    На Дону чиновники "задергали" проверками предпринимателей

    Несмотря на установку властей сократить число проверок, надзорные органы продолжают "кошмарить" предпринимателей. Почему так происходит? Об этом наш разговор с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олегом Дерезой.

    От представителей властей мы только и слышим о том, что нужно сократить количество проверок. Как, по вашему ощущению, вздохнул ли малый и средний бизнес свободнее?

    Олег Дереза: Мы проанализировали статистику. В первом полугодии 2016 года общее количество проверок составило свыше 20 тысяч мероприятий и уменьшилось на 16 процентов по сравнению с первым полугодием 2015 года. Однако представляется, что это незначительное снижение, с учетом введенного с 1января 2016 года запрета на плановые проверки субъектов малого предпринимательства. Давайте еще примем во внимание, что фактическое число проверок не соответствует официальной статистике. И та цифра, которую дают власти, как правило, оказывается заниженной.

    Количество проверок по-прежнему остается центральной проблемой предпринимателей. Почти четверть (22,3 процента) всех поступивших в мой адрес обращений - это вопросы о законности и обоснованности проверок и привлечения к административной ответственности. Надзорная нагрузка приводит к тому, что предприниматели вынуждены порой иметь специальный штат сотрудников для обслуживания... проверок. Они нанимают команду юристов и бухгалтеров, которые в компании занимаются только этим. Я знаю примеры, когда из шести бухгалтеров четверо заняты только контролирующими органами.

    Предоставление грантов или субсидий начинающим предпринимателям оборачивается для них лишней головной болью. Большая часть государственной поддержки предпринимателям в регионе оказывается областным министерством сельского хозяйства и департаментом инвестиций. По моей информации, к ним только в 2015 году поступило 52 запроса правоохранительных органов с указанием представить информацию об организациях, получивших поддержку. В итоге предприниматели больше не хотят обращаться за помощью, от которой одни убытки.

    Роспотребнадзор жалуется, что ему теперь нельзя приходить на предприятие чаще чем раз в три года...

    Олег Дереза: После того как законодательно регламентировали число плановых проверок ведомствами, очень много стало проверок "по заявлениям", так называемых внеплановых. А недавно столкнулись с новацией: на малое предприятие контролирующие органы явились с "обследованием". Провели его в рамках закона и наложили штраф, как после обычной проверки.

    В итоге предприниматель думает: а зачем мне развивать бизнес? Чем больше бизнес, тем больше проверок. Чем больше проверок, тем больше штрафов. Я считаю, что это заслон бизнесу, который и так несет огромные затраты на выплату процентов по кредитам, налогов и зарплаты.

    На региональном уровне урезонить проверяющих гораздо проще, уже есть ощущение, что все структуры заточены на помощь предпринимателям, больше проблем с "федералами". На сегодняшний момент у нас порядка 60 проверяющих организаций, из них региональных контролеров бизнеса - 13, остальные - федеральные органы.

    Принципиально я не против проверок как таковых. Это необходимо, особенно в свете таких ЧП, как пожары или трагедия в лагере отдыха, причиной которых во всех случаях является несоблюдение норм и правил. Но нарушение нарушению рознь. Штрафные санкции за небольшую ошибку для малого бизнеса могут оказаться убийственными. Сотрудники добились внесения изменений в Административный кодекс: теперь по общему правилу после первичной проверки предприниматель не подвергается сразу штрафу, ему выносится предупреждение.

    Чем еще за последний год удалось помочь малому и среднему бизнесу?

    Олег Дереза: Что касается регионального законодательства, мы смогли с помощью муниципалитетов изменить закон о рекламе.

    Теперь рекламные конструкции можно устанавливать на 10 лет, а не на пять, как раньше. Предприятиям не хватало этого срока, чтобы их окупить. Также готовится изменение в закон о самих омбудсменах, чтобы мы могли быть официальными защитниками в уголовных процессах, знакомиться с делами и документами. Сейчас я имею право принимать участие в защите только после заявления потерпевшего. Нам нужен статус иммунитета к даче свидетельских показаний. Ведь если нас вызывают в суд в качестве свидетеля, обладающего какой-то информацией, то мы уже не имеем права выступать в качестве защитников и далее общаться с предпринимателем, в отношении которого возбуждено дело, - то есть сразу выводят из игры.

    На что еще сегодня жалуются предприниматели?

    Олег Дереза: Характер обращений зависит от места ведения бизнеса - в городском или сельском муниципалитете. Сельские бизнесмены в обиде на крупные торговые сети, засилье которых убивает маленькие магазинчики и ларьки. Фермеры не могут пробиться со своей продукцией к полкам магазинов. Кстати, вторая проблема в последнее время активно решается - встречи в департаменте потребительского рынка, переговоры с ретейлом, закупочные сессии, во время которых договариваются и фермеры, и сети. На одной из таких встреч руководитель дивизиона крупной торговой сети обещал бесплатно предоставлять на своих стоянках места для фермеров с сезонной продукцией. Особенно изменилась ситуация после введения продовольственных санкций. Кто сам выращивает овощи и фрукты, имеет хороший товар, у того проблем нет. Например, производитель хлеба из маленького шахтерского поселка теперь обеспечивает своей продукцией всю Ростовскую область.

    В городских округах много жалоб на нестационарную форму торговли. При каждом пересмотре договорных отношений предприниматель считает, что его несправедливо обидели. Вот пример. Предприниматель много лет имеет торговый ларек. Но закончился срок аренды земли. Согласно закону должны быть назначены торги. Владелец ларька готов в них участвовать и продолжить свой бизнес. Но для этого он должен сначала вернуть эту землю, причем в "первоначальном виде", то есть снести ларек и даже выкопать яму, которая была до него. Конечно, в такой ситуации мы пытаемся найти выход в правовом поле. Другая компания, которая с 2012 года производит свежеобжаренный кофе, чай и кондитерские изделия, запатентовала фирменные павильоны для реализации своей продукции. Но установить их не удалось, так как конструкции не соответствовали нормам, прописанным в постановлении администрации города "об утверждении перечня типовых конструкций нестационарных торговых объектов". С нашей помощью проект павильонов был рассмотрен, предприниматели получили разрешение на их размещение. Это печально, что каждый раз надо "искать выход". Нужны новые, более гибкие законы, чтобы успешный предприниматель мог развивать свое дело.

    Поделиться