Женщины смогут жить в местах лишения свободы вместе со своими детьми

Беременным женщинам в местах лишения свободы должна оказываться такая же медицинская помощь, как и женщинам на воле. Кроме того, мать и дитя в заключении не должны разлучать.

И хотя уже создан документ, "дорожная карта" Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) по организации совместного проживания осужденных матерей с детьми в местах лишения свободы, и в России уже делаются шаги по ее исполнению, есть еще много нерешенных проблем.

Тему охраны здоровья, материнства и детства в местах лишения свободы вчера обсуждали на заседании Совета при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством вице-премьера Ольги Голодец.

Как пояснила "РГ" член попечительского совета Екатерина Чистякова, бывают случаи, когда беременная женщина попадает в следственный изолятор или места лишения свободы. После того как она родила, ее выписывают из медучреждения уже через несколько часов после родов, а ребенок первое время еще остается там. Таким образом, происходит разрыв матери и дитя, который впоследствии вызывает несколько проблем: от сложностей грудного вскармливания до психологических у ребенка. Далее малыш помещается в специальные дома ребенка на территории колонии, и мать имеет право периодически его навещать. Часто ей позволяют это делать за хорошее поведение. Таким образом, разрыв между ребенком и женщиной растет.

Ребенок может жить с матерью в зоне до трех лет, а дольше опасно - его развитие будет тормозиться

"Мы занимаемся этой проблемой третий год и очень рады, что дело сдвинулось с мертвой точки, что ФСИН утвердил и начал реализовывать "дорожную карту". Дома для совместного проживания матерей и детей в заключении строят в Мордовии, Красноярске", - говорит Екатерина Чистякова. Но есть важные моменты, которые нужно улучшить. Пока при проживании ребенка с матерью все сводится к тому, чтобы ребенок был накормлен и чисто одет, продолжает она. При этом кашу варит пищеблок, а стирает прачка. "Мы хотим предложить помощь педагогов и психологов, которые будут обучать мать и дитя жить вместе не только с физической точки зрения, но и с психологической", - сказала она.

Ребенок должен жить с матерью в заключении до трех лет, а дальше его нужно отпускать на волю, иначе его развитие будет тормозиться, продолжает Чистякова. Это значит, что ребенок должен переводиться в обычный детский дом или его могут временно забрать родственники осужденной до тех пор, пока мать не освободится. Как показывает зарубежная практика, среди матерей, которые три года прожили в неволе, не разлучаясь с детьми, меньше рецидивов после выхода на свободу, у них повышается ответственность за свою жизнь и жизнь ребенка.

Также, по словам эксперта, сейчас медицинская помощь беременным осужденным женщинам оказывается не по тем стандартам, что женщинам на воле. А это не просто нарушение прав женщины, но и угроза здоровью - ее и ребенка. В связи с этим попечительский совет просит министерства внести изменения в законодательно-нормативную базу, которые уравняют в правах на медпомощь свободных и заключенных женщин.

По данным ФСИН, показатели уровня и структуры заболеваемости детей, рожденных в неволе, отражают неблагополучный биологический и социальный анамнезы, в основе которых лежат алкоголизм, наркомания родителей, ВИЧ-инфекция, туберкулез, патологическое течение беременности и родов, приводящие к значительному росту показателя врожденных аномалий и функциональных нарушений у детей раннего возраста.

Между тем, по словам Ольги Голодец, за последний год год число россиянок, отбывающих наказание в местах лишения свободы, сократилось на 10 процентов. В дальнейшем работа над альтернативными формами наказаний будет продолжена, отметила она. "Мы обращались с просьбой об амнистии в отношении тех женщин, которым может быть изменена мера пресечения. На сегодняшний день у нас есть в этом направлении заметные изменения", - подчеркнула Голодец.