А на минском заводе "Белкоммунмаш", хорошо известном в Союзном государстве своими троллейбусами и трамваями, уже заложен каркас второго экземпляра инновационного транспортного средства. В первой половине 2017 года предприятие обязалось передать транспортникам белорусской столицы первые 18 электробусов для эксплуатации на специально выделенном маршруте. Еще одна машина поступит для практических испытаний в Москву. Похоже, минские машиностроители намерены первыми в СНГ наладить поточное производство автономного и экологически чистого городского транспорта.
Накануне отправки электробуса на выставку корреспондент "СОЮЗа" ознакомился с новинкой. С виду - уже известный троллейбус футуристического дизайна с прогрессивной компоновкой салона вместимостью около полутора сотен пассажиров. Но без привычных "рогов". Они не нужны, поскольку в движение машину приводит мощная электрическая батарея, скрытая где-то в ее внутренностях. Одной зарядки хватает на то, чтобы с полной загрузкой в реальных городских условиях проехать по маршруту 12 километров.
Не мало ли? А что потом, когда батарея разрядится? Начальник НТКЦ "Белкоммунмаш", главный конструктор Олег Быцко поясняет:
- Можно обеспечить и больший пробег, но тогда слишком тяжелой была бы аккумуляторная батарея, а число пассажиров уменьшилось. К тому же батарея большой емкости требует длительной зарядки и сложного зарядного оборудования. Наша же заряжается в течение 6 минут, примерно столько занимает отстой машины на конечной остановке. Хотите спросить, не остановится ли она на маршруте, если из-за пробок батарея преждевременно разрядится? Для этого у нее есть резервный запас электрической емкости, что позволит доехать до конечной. Просто в этом случае зарядка батареи займет на несколько минут больше.
То, что электробус изготовили именно на "Белкоммунмаше", конечно, не случайность. Благодаря этому предприятию Минск стал самым насыщенным троллейбусами городом мира. По количеству таких экологически чистых машин белорусская столица уступает только российской, где также перевозит пассажиров не одна сотня минских троллейбусов. Более того, в соответствии с запросами заказчиков белкоммунмашевцы разработали троллейбус, способный преодолеть 10-15 километров на аккумуляторах, если в контактной сети есть разрыв. Осталось, как видим, всего лишь убрать электрические штанги - "рога", - и минский электробус готов! Пусть уж заводчане простят меня за упрощение...
Что важно, новинка получилась достаточно приемлемой по цене. На уровне обычных троллейбусов, если учитывать затраты на сооружение и эксплуатацию контактной сети, либо автобусов экологического класса Евро-6. И это тоже не случайность, говорит Олег Быцко:
- Наш основной рынок сбыта - это территория Союзного государства. Соответственно подбирается и ценовой диапазон продукции. Мы изначально ставили перед собой задачу сделать электробус конкурентоспособным по сравнению с традиционными видами городского транспорта.
А насколько это удалось, станет известно уже в недалекой перспективе.
Каждый третий троллейбус, реализуемый в Союзном государстве, изготавливается в Минске.