Новости

21.09.2016 22:50
Рубрика: Власть
Проект: В регионах

Трехминутная готовность

Как оформить право собственности или получить загранпаспорт, не простаивая в очередях
Контакты москвичей с десятками государственных ведомств и учреждений за последние годы изменились кардинальным образом. Получить паспорт, оформить пенсию или парковочное разрешение резидента, зарегистрировать право на имущество и сделать множество других вещей стало намного проще. Все разрозненные госконторы в столице удалось собрать в одном месте - многофункциональных центрах госуслуг "Мои документы" (МФЦ). Что они собой представляют сегодня и какими станут завтра, разбирался корреспондент "РГ".
Получить пакет документов для ребенка в МФЦ можно прямо в день обращения. Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости Получить пакет документов для ребенка в МФЦ можно прямо в день обращения. Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
Получить пакет документов для ребенка в МФЦ можно прямо в день обращения. Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

Все бумаги в одном месте

С каждым годом перечень госуслуг, доступных в МФЦ, расширяется. Недавно в них стало возможным оформить пенсию - сейчас такая услуга доступна в 88 центрах из 127. Она оказалась весьма востребованной - услугой воспользовались уже несколько тысяч человек, хотя многие еще по привычке идут в клиентские службы Пенсионного фонда.

С 1 июля у москвичей появилась и возможность зарегистрировать рождение малыша во всех центрах "Мои документы" Москвы. Специалисты МФЦ выдали уже более 40 тысяч свидетельств о рождении. Кроме того, там же можно получить и другие документы для новорожденного.

127 центров госуслуг сегодня работают в столице. Они охватывают все районы города и находятся в шаговой доступности от абсолютного большинства москвичей

- Буквально в день обращения молодым родителям в МФЦ выдают свидетельство о рождении, справку для получения пособий, при необходимости - свидетельство об установлении отцовства, - рассказали в пресс-службе сети. - Можно там заказать и СНИЛС, и полис ОМС (теперь его можно оформить, не дожидаясь получения СНИЛС), вкладыш о регистрации, отметку о гражданстве, сертификат на материнский капитал (при рождении второго или последующих детей) и удостоверение многодетной семьи (если в семье родился третий ребенок). Как только эти документы будут готовы, родителей пригласят за ними в центр госуслуг.

То есть чтобы решить такую массу дел, хватает двух визитов. Причем получить эти документы можно в любом МФЦ, без привязки к месту прописки. Только новорожденного регистрируют по месту жительства в центре госуслуг своего района.

Без обеда и выходных

Центры госуслуг совершенно не похожи на привычные присутственные места. Вежливый администратор на входе... Реально работающая электронная очередь... Кресла и диваны для ожидания... Торговые автоматы с кофе и закусками и многое другое, что делает визит за нужной справкой комфортнее, - все это есть в каждом МФЦ. Появившись пять лет назад, эти центры совершили настоящую революцию в сфере предоставления госуслуг, говорит директор сети столичных МФЦ Елена Громова.

- И это не громкие слова, - подчеркивает она. - Ключевые ведомства, которые раньше представляли собой для рядового москвича 1200 приемных, разбросанных в разных концах города, сосредоточились в центрах "Мои документы". Все быстро, удобно и комфортно, при этом в каждом центре на первом месте стоит время посетителя, которое он не должен тратить впустую.

Слова Громова подкрепляет цифрами. К примеру, очередь в московские МФЦ в среднем составляет 3 минуты - это мировой рекорд. Мало какие банки, которые часто называют идеалами клиентоориентированности, смогут похвастать такими показателями. Другой пример - график работы. Центры открыты 7 дней в неделю без перерывов с 8 до 20 часов - никаких обедов, технических перерывов, закрытия дверей в 5 вечера, как это нередко бывало в старых паспортных столах и прочих конторах.

Центры открыты 7 дней в неделю без перерывов с 8 до 20 часов - никаких обедов, технических перерывов, закрытия дверей в 5 вечера

Еще одно неоспоримое преимущество - в расположении МФЦ. Их сейчас 127, и они охватывают все районы города, то есть находятся в шаговой доступности от абсолютного большинства москвичей. Ежедневно там получают услуги около 70 тысяч горожан, причем всем им не нужно думать о приписке или регистрации - примут в любом центре, в который придете. Исключение составляют лишь некоторые услуги, для которых территориальный признак имеет значение.

За правами в МФЦ

Перечень услуг, которые можно получить в центрах, продолжит расширяться. И не только за счет госуслуг, говорит Громова. Например, в 42 центрах можно бесплатно проконсультироваться с адвокатом по самым разным вопросам, включая сделки с недвижимостью, сделать расчет оплаты за коммуналку, получить информацию по трудовому праву и т.д. Правда, бесплатно поговорить с юристом могут только льготники - инвалиды I и II групп, ветераны, дети-сироты и другие.

Скоро обещают и другие востребованные услуги. Например, в МФЦ будут выдавать водительские права, за которыми сейчас москвичам приходится побегать. "Договоренность с коллегами из МВД на этот счет достигнута, дело за практической реализацией вопроса". Надеюсь, в следующем году москвичи смогут получать права в МФЦ", - отмечает Громова. Автолюбители очень ждут этого!

О том, что центры госуслуг меняются в лучшую сторону, говорят сами пользователи. Жалоб на работу МФЦ за последние 3 года стало меньше сразу в 5 раз.

Оценить отношение сотрудников и качество обслуживания каждый посетитель может благодаря устройствам оценки, установленным рядом с окнами обслуживания. Там нарисованы смайлики. Зеленый смайлик означает, что посетитель остался доволен работой центра, желтый - удовлетворен, а красный - огорчен. Результаты оценки тут же выводятся на экран, так что все видят, остался ли посетитель доволен предоставленными услугами.

"Всего за период с февраля 2014 года по настоящее время посетители выставили свыше 6,6 миллиона смайликов. Почти 97% из них - это положительные оценки!" - рассказали в руководстве центров.

Принцип "одного окна" предполагает, что решить свой вопрос посетитель сможет с одним специалистом, не бегая по разным кабинетам. Фото: Сергей Михеев

А по итогам масштабного опроса о проблемах и переменах в МФЦ было собрано несколько тысяч откликов, которые легли в основу нововведений. Во всех МФЦ, к примеру, по просьбе москвичей появился Wi-Fi, велопарковки у входа, предзапись на востребованные услуги, смс-уведомления о готовности документов и другие новшества.

Кстати

Посмотреть перечень предоставляемых услуг и адреса ближайших МФЦ, найти ответы на наиболее часто задаваемые вопросы можно на сайте центров "Мои документы" md.mos.ru. Там же, кстати, можно посмотреть вакансии, а студенты могут записаться в центры на практику.