Новости

21.09.2016 15:30
Рубрика: Общество

Начнем с физики

В Союзном государстве готовятся унифицировать школьные программы
Возможно, уже со следующего учебного года российские и белорусские школьники будут учиться по одним учебникам и даже одновременно сдавать ЕГЭ и ЦТ. Во всяком случае, подобные предложения, рожденные на донской земле, уже направлены в министерства образования России и Беларуси.
Процесс унификации образования в Беларуси и России должен идти поэтапно: в первую очередь, необходимо выделить отдельные предметы, например, ими могли бы стать математика и физика. Фото: Сергей Куксин Процесс унификации образования в Беларуси и России должен идти поэтапно: в первую очередь, необходимо выделить отдельные предметы, например, ими могли бы стать математика и физика. Фото: Сергей Куксин
Процесс унификации образования в Беларуси и России должен идти поэтапно: в первую очередь, необходимо выделить отдельные предметы, например, ими могли бы стать математика и физика. Фото: Сергей Куксин

На минувшей неделе в Ростове-на-Дону прошло сразу два крупных мероприятия, напрямую связанных с молодежной проблематикой: XI фестиваль "Молодежь - за Союзное государство" и в его рамках - постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. В семинаре приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства и региональных органов власти, преподаватели ведущих вузов России и Беларуси, а также руководители и активисты молодежных организаций.

Особое внимание участники уделили вопросам обеспечения прав граждан на получение доступного и качественного образования, соответствующего современным потребностям обоих государств в высококвалифицированных специалистах. И в этом, бесспорно, немалую роль играет обмен опытом. Ростовчане на практике поделились с гостями своими наработками в реализации различных образовательных программ. Так, к примеру, делегация Парламентского Собрания посетила лицей N 11, где профильным является естественно-научное образование. А в детском саду N 126 и Ростовском областном центре технического творчества гости ознакомились с опытом организации исследовательской и творческой деятельности, а также обеспечения безопасности детей.

- Россия и Беларусь должны разработать общие стандарты школьного образования. Необходимо уже сейчас экспериментально вводить их в регионах обоих государств, - заявила член Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева. - Если мы строим Союзное государство, то нас должна объединять наша жизнь, начиная от рождения. Школа - одна из важнейших точек соприкосновения в этих отношениях.

С этим мнением солидарен и член комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Александр Сегодник. По его словам, процесс унификации должен идти поэтапно: в первую очередь необходимо выделить отдельные предметы (к примеру, ими могут стать математика и физика), а уже после этого Союзное государство будет заниматься внедрением общих образовательных программ по данным предметам.

Если в школах Беларуси и России будут общие программы по базовым предметам, тогда можно выходить и на единую форму экзаменов

- Нужны общий классификатор и одинаковые требования к профессии, если мы хотим, чтобы граждане Беларуси успешно работали или получали профессию в России, а россияне - в Беларуси, - отметил Александр Сегодник. - И если мы говорим о постепенном внедрении общих программ, то, мне кажется, это можно начинать делать уже со следующего учебного года.

Идею перехода к общему государственному экзамену на пространстве Союзного государства разделяет и заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Плеханова Руслан Абрамов. Выступая в рамках семинара, он отметил, что многолетняя практика по формированию единого образовательного пространства высветила ряд вопросов, которые требуют решения. В частности, до сих пор не существует шкалы перевода результатов ЕГЭ и Центрального тестирования. "Появление такой шкалы могло бы базироваться на интегральном характере экзаменов, - сказал Руслан Абрамов. - За основу можно взять модель перерасчета по кредитам в Болонской системе, когда каждый предмет будет иметь числовое выражение в интегральную оценку. Если программы по предмету более чем на 75 процентов аналогичны друг другу, то результат можно зачесть без перевода. В дальнейшем же можно перейти к общему государственному экзамену".

На семинаре отмечалось, что правильным будет установить целевой набор для поступления граждан Союзного государства на определенные специальности, например в сфере медицины и педагогики.

Отдельно участники обсудили возможность гармонизации сроков проведения Центрального тестирования и ЕГЭ. Сегодня эти итоговые экзамены в Беларуси и России проходят практически в один и тот же временной период. При большой сноровке абитуриент из Беларуси, конечно, может успеть и на тестирование в белорусский вуз, и на ЕГЭ в Россию, и наоборот... Но, как заметили на семинаре, это явно стрессовая ситуация для поступающих, а потому нужно пересмотреть временные рамки экзаменов. Участники семинара убеждены, что это позволит обеспечить выпускникам школ равные возможности для поступления в высшие учебные заведения на всей территории Союзного государства.

- Если в школе будут общие программы по основным базовым предметам, то тогда можно будет выходить и на единую форму экзаменов. Это логично, ведь если есть общая программа, то должны быть и общие подходы при организации выпускных и вступительных экзаменов, - резюмировал Александр Сегодник.

До сих пор не существует шкалы перевода результатов российского ЕГЭ и белорусского Центрального тестирования

Отметим, что правовую основу для совместной деятельности России и Беларуси в сфере образования составляют положения ряда белорусско-российских международных договоров и решений высших органов Союзного государства. Это, в частности, соглашения между правительствами России и Беларуси о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 года, о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 года и другие.

Тем временем

Фестиваль "Молодежь - за Союзное государство", организованный 11 лет назад по инициативе депутатов Парламентcкого Собрания Союза Беларуси и России, с каждым годом привлекает к себе все больше внимания и становится все более авторитетным. В этом году в мощном молодежном форуме в Ростове-на-Дону приняли 10 тысяч человек. Молодые, талантливые, инициативные участники прибыли из разных уголков Беларуси и России, чтобы заявить о себе. Выход на сцену фестиваля нередко становится великолепным трамплином в серьезную взрослую творческую жизнь. В этот раз зрителей покорили выступления шоу-театра "Хвiлинка" из Минска, шоу-балета "Сенсация" из Витебска, образцового ансамбля танца "ВИ-ЗА-ВИ" (город Орша), творческих коллективов из Санкт-Петербурга, Москвы, Гатчины, Воронежа, Челябинска, Мурманска... Сюрпризом стали специально приглашенные артисты - группа "Отпетые мошенники" и певец Алексей Гоман.

В этом году в фестивале "Молодежь - за Союзное государство" приняли участие десять тысяч человек. Фото: Лариса Ионова

- Такие мероприятия просто обязаны существовать на постоянной основе. Они позволяют молодежи творчески общаться. У нас в репертуаре есть песня "Минск - Москва" о том, что Минск и Москва - это не только две столицы, но и одна семья. А то, какие решения приняты на заседании по образованию, наверняка позволит расширить возможности по получению высшего образования молодыми людьми из обоих государств, - считает руководитель творческой мастерской шоу-театра "Хвiлинка" Евгений Фомбаров.

Общество Образование Международные организации Союзное государство России и Беларуси Отношения России и Беларуси