В России присматриваются к опыту Европы по допуску на финансовый рынок не только традиционных кредитных организаций. Европейский ЦБ признал, что ряд банковских услуг могут оказывать финтехкомпании (которые осуществляют программную поддержку и обеспечивают каналы связи для финансовых операций), отметила зампред Банка России Ольга Скоробогатова, выступая на форуме "Интернет + Финансы".
И теперь с появлением новых игроков, конкуренция в финсекторе Европы повышается, за счет того, что в ЕС приняли решение о допуске большего числа организаций к возможности оказания финуслуг. Стоимость услуг должна понизиться, а оперативность их предоставления повысится, что хорошо для клиента, прогнозирует она. Теперь в российском ЦБ раздумывают над тем, нужно ли в России допускать финтехкомпании на рынок финансовых услуг.
Но и сами банки не должны отставать от развития технологий. Сейчас в отдаленных населенных пунктах содержание банкоматов не всегда рентабельно, констатировал представитель Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ) Леонид Левин. И получается, что 15 процентов россиян живет вне банковских услуг. Учитывая это, нужно развивать дистанционный банкинг. И здесь стоит вопрос идентификации клиентов и сохранения информации.
Возможно, Минкомсвязь создаст в рамках портала госуслуг базу данных о пользователях, чтобы идентифицировать банковских клиентов. Начало уже положено. Ведомство проводит бета тестирование сервиса по предоставлению банкам информации о доходах граждан из Пенсионного фонда России через портал госуслуг, чтобы кредитные организации не ждали бумажных справок от будущих клиентов. В ноябре тестирование закончится, а в декабре на сайте Минкомсвязи будет опубликована инструкция для банков, как подключится к этой базе, отметил замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев.
Тогда популярность портала госуслуг начнет расти еще активнее. На данный момент тех, кто получает на портале услуги- 32 миллиона пользователей. В 2018 году, по прогнозам Минкомсвязи, на портале будет зарегистрировано 70 процентов россиян.
В ЦБ поддерживают инициативу Минкомсвязи по созданию такой возможности быстро проверить данные о клиентах. Кроме вопроса идентификации для развития рынка дистанционных услуг ЦБ намерен совместно с банками отрабатывать новые технологии в "регулятивных песочницах" (Regulatory sandboxes - особый набор правил, который позволяет инновационным компаниям протестировать свои продукты и услуги в ограниченной среде, без риска нарушить финансовое законодательство).
Это создание такого режима для банков и участников финрынка, когда регулятор сознательно разрешает провести какие-то вещи, протестировать технологии в пилоте, не применяя жестких методов наказания на период этого эксперимента, пояснила зампред Ольга Скоробогатова. Свои песочницы запустил Банк Англии, а также центробанки Австралии и Сингапура.
Возвращаясь к вопросу идентификации россиян, то сейчас основа для проверки "электронной личности" является страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), который выдают в Пенсионном фонде РФ. До сих пор для его оформления нужно было обращаться в ПФР, но уже в октябре этого года заработает сервис получения СНИЛС в режиме онлайн, отметила первый зампред ПФР Лилия Чижик.