"Вертолет Ми-8 потерпел крушение во время учебно-тренировочного полета по отработке технологии спасения в особо сложных условиях, - рассказали "Российской газете" в пресс-службе МЧС России. - На его борту находились командир экипажа, начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС России 38-летний Роман Фролов, второй пилот, его заместитель 42-летний Дмитрий Арсентьев и бортинженер 32-летний Максим Филиппов".
Отмечается, что все погибшие ранее неоднократно принимали участие в тяжелейших спасательных операциях.
Роман Фролов в прошлом был командиром тяжелого вертолета Ми-26. В 2010 году, находясь на службе во Владимирском авиаотряде МЧС, на своей винтокрылой машине он тушил крупнейшие пожары в Нижегородской, Владимирской и Московской областях, а в 2011 году боролся с огнем в Архангельской области, Красноярском крае и Сербии. То есть командир воздушного судна был очень опытным, не раз работал там, где ситуация была критической, но всегда выходил "сухим из воды".
Не менее опытен и замкомандира - Дмитрий Арсеньев. Со штурвалом Ми-8 он не расставался с 1994 года, с тех пор как пришел работать в МЧС России. Помимо тушения крупных пожаров в разных регионах страны, он участвовал в спасательных операциях в Охотском и Японском морях, а также в затопленном Ленске в 2001 году. Тогда Арсентьев эвакуировал пострадавших, доставлял гуманитарную помощь, перевозил спасателей.
То, что пилоты были настолько опытными, косвенно отвергает версию об ошибке экипажа. Хотя с другой стороны, и эксперты мирового класса иногда допускали в небе роковые ошибки. История, к сожалению, знает немало подобных трагических инцидентов.
Причину аварии предстоит выяснить военным следователям Главного военного следственного управления СК РФ. Вчера они возбудили уголовное дело по статье 351 УК РФ "нарушение правил полетов и подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия".
Задачу следствия облегчит то, что уже обнаружены и отправлены на расшифровку оба бортовых самописца. Один "черный ящик" находился в хвосте, второй - в кабине вертолета. Спасатели их извлекли, после чего передали органам следствия.
Официальных версий крушения Ми-8 в СК пока не озвучивают. Известно, что специалисты прорабатывают все возможные причины авиапроисшествия - плохие метеоусловия, отказ техники и ошибку пилотирования.
"Вертолет выполнял учебно-тренировочный полет, и в сложных метеоусловиях на борту могла произойти нештатная ситуация. Не исключено, что тренируемый пилот мог своевременно не сориентироваться, а в критической ситуации принял решение увести машину от жилой зоны. Все версии будут проверяться, включая возможный отказ техники", - сообщил "Интерфаксу" источник в экстренных службах региона.
Версии о том, что экипаж пытался отвезти падающий вертолет от поселка придерживаются и в руководстве МЧС России. "Я хотел бы объявить минуту молчания, - сказал вчера на совещании министр чрезвычайных ситуаций России Владимир Пучков. - Они проявили высокий профессионализм, мужество, отведя падающую машину от населенных пунктов".
Источник в авиационных кругах сообщил ТАСС, что вероятной причиной крушения вертолета стал отказ одного из двух двигателей. По его словам, при отказе одного из двигателей на Ми-8 его функции успешно выполняет второй. "Однако в момент такого отказа вертолет мог выполнять какой-либо маневр, поворот с креном к примеру, и один двигатель просто не справился с нагрузкой, машина из крена завалилась на бок и рухнула", - пояснил специалист.
Авиаэксперт Евгений Матвеев в свою очередь отметил, что у летчиков не было возможности использовать авторотацию, которая позволяет произвести безопасную посадку вертолета при отказе одного или двух двигателей. "Ночью были достаточно сложные условия. Двигатель мог технически не запуститься. Летчики могли использовать авторотацию только на определенной высоте. Воздушный поток идет снизу, раскручивает несущий винт и создается подъемная сила. Для использования авторотации нужна площадка. Лес - достаточно сложное место, это препятствие. У летчиков не было возможности реализовать все возможности, которые у них были", - сказал он в интервью подмосковному телеканалу "360".
Также специалист рассказал, что для использования парашютов вертолет должен был находиться на определенной высоте. "Чтобы прыгнуть с парашютом, нужна определенная высота, иначе он не раскроется. Но надо к этому быть готовым, это тренируется, отрабатывается. Однако никто не выпрыгнул", - отметил он.
В то же время авиаэксперты признают, что вертолет Ми-8 является одним из самых надежных в своем классе. Это наш основной вертолет, около 90% налета летчики совершают именно на нем. Отказы на нем - довольно редкое явление. Машина обладает большой историей, большим опытом эксплуатации в разных климатических условиях.
Предварительно прощание с погибшими членами экипажа вертолета Ми-8 состоится в 11:00 в Дворце культуры подмосковного города Жуковский в субботу 24 сентября. Если к этому моменту будут готовы результаты судебно-медицинской экспертизы. Главу Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС Романа Фролова похоронят на мемориальном Быковском кладбище в Жуковском, второго пилота Дмитрия Арсентьева по желанию родственников - в Калуге, а бортинженера Максима Филиппова - в Ставрополе.
Добавим также, что экипаж разбившегося вертолета был застрахован по госконтрату с МЧС по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы. В соответствии с договором, семьи погибших получат компенсации по 2,337 миллиона рублей. При этом сам вертолет застрахован не был.
Напомним, что с авиацией МЧС совсем недавно уже происходила трагическая катастрофа. Летом этого года в Иркутской области разбился самолет Ил-76 МЧС России, тушивший лесной пожар в одном из районов региона. Тогда на месте крушения спасатели обнаружили останки десяти членов экипажа, а также два бортовых самописца. После их расшифровки эксперты выяснили, что причиной трагедии стала ошибка пилотирования. Как следует из расшифровки "черного ящика", о каких-либо неполадках на борту не говорили и сами пилоты. То есть, о предстоящем крушении экипаж не догадывался почти до самого столкновения с землей. Желая сбросить воду непосредственно на очаг возгорания, пилоты снизились до минимальной высоты, которая уже не была для них безопасной, и в дыму не заметили сопку, которая оказалась прямо у них на пути. Буквально за секунды до катастрофы командир потянул штурвал на себя, пытаясь набрать высоту, но груженому транспортному самолеты на этот маневр уже не хватило тяги.