Почему новосибирским производителям сложно пробиться в торговые сети

Новосибирским товаропроизводителям по-прежнему непросто пробиться в крупные торговые сети. Лучшим подтверждением этому служит наличие местной продукции в супермаркетах. Пока есть лишь единичные примеры, когда там можно встретить отдельные полки, украшенные стикерами "Сделано в Новосибирске". Почему одним производителям удается пополнять ассортимент магазинов, а другим нет?

Ответ на этот вопрос ищут в департаменте промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска, который инициировал встречу представителей малого и среднего бизнеса с руководителями торговых сетей.

Максим Останин, возглавляющий комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (МСП) мэрии Новосибирска, напомнил, что с 1 января 2017 года вступят в силу изменения, внесенные в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В переходный период, то есть до конца следующего года, торговые сети обязаны внести изменения в договоры с поставщиками. Пока же торговые сети устанавливают свои условия включения продукции МСП в ассортимент супермаркетов. У одних на рассмотрение заявки от предпринимателя уходит полтора месяца, у других - полгода. Не обходится и без бонусов, скидок, рассрочек, вознаграждений и так далее. Как рассказал заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области Валентин Сичкарев, одна из птицефабрик региона на днях получила от торговой сети новый многостраничный контракт.

- По нему опять все должен делать производитель, сети никому ничего не должны. Рынок таков, что ретейлеры диктуют свои условия, - заявил депутат.

- Единых правил нет, несмотря на то, что закон о торговле рекомендует, чтобы все торговые сети придерживались установленных нормативов. Кому-то из представителей МСБ удается преодолеть барьеры, кому-то нет. Нам интересен положительный опыт, - отметил Максим Останин.

По мнению соучредителя компании "Биосфера" Руслана Копцева, небольшим производителям сложно конкурировать с крупными промышленниками, которые могут обеспечить большой объем поставок и гарантированное качество.

- К примеру, я произвел пять тонн сыра. Не могу их продать, так как не могу зайти в сеть. Супермаркетам нужно пятьдесят тонн, а не мои пять. Замкнутый круг, - пояснил Копцев.

Получается, что конечным потребителем продукции являются сети, а не покупатель. Именно сети устанавливают правила, каким должен быть товар - по цене, упаковке, содержанию. Но кто и как принимает решения о том, чья продукция появится на прилавках, для многих производителей остается тайной.

"Отсутствует обратная связь. Скажем, мы предлагаем товар, а сети отказываются его принять. Почему - никто не объясняет. Забрасываем письма на "электронку". Тишина. Подпишут или не попишут договор, остается гадать. Торговые сети - это какой-то черный ящик, и понять, как он работает внутри, невозможно", - недоумевают предприниматели.

Новосибирская компания по производству чулочно-носочных изделий "Текстиль- Трейд" за пять лет сумела выстроить работу с сетями. По словам ее руководителя Александра Красильникова, было непросто, но предприниматели сделали ставку на взаимодействие менеджеров, представляющих интересы производителя и торговой сети. Однако предприятия МСБ не всегда имеют возможность держать в штате квалифицированного менеджера по продвижению и продажам.

- Нужны большие оборотные средства, производственные мощности или возможность торговаться с сетями. Их тоже можно понять. Это бизнес, им нужно как можно дешевле продать, как можно быстрее деньги обернуть, еще раз закупить товар и еще раз продать, - пояснил Красильников. - Отсюда и строгие договоры: не поставил оговоренные объемы точно в срок - плати штраф, не оформил правильно документы - штраф. Важны человеческий фактор, цена, качество, упаковка продукции.

Директор по развитию швейного предприятия "Диана" Людмила Плешакова обратила внимание на проблему пустующих торговых площадей.

- Нашу продукцию охотно покупают во многих регионах России и Беларуси, мы открываем представительства в Красноярске и Томске, а в родном Новосибирске в торговые центры не зайти. При этом площади пустуют. Но нет, для нас вход закрыт. Говорят, что работают с федеральными брендами, - отметила Людмила Плешакова.

Генеральный директор ООО "Мэри-Лайн" Александр Старченко рассказал об успешном опыте взаимодействия с сетями, которые охотно берут "армянский лаваш", выпускаемый предприятием, но не реагируют на новый товар.

- У нас есть успешный опыт вхождения в сети. Тем не менее нам это не помогает зайти с новой продукцией - макаронами. Почему мы снова должны проходить все круги, как с лавашом? Кому заплатить, чтобы товар выложили в привлекательном месте? У кого узнать, насколько наша упаковка интересна? По какой цене выставлять? Почему за потребителя решает сеть? - адресовал свои вопросы представителям ретейла предприниматель.

- Произвел, а потом подумал - типичная ошибка руководителей местных предприятий. Зачем в Новосибирске выпускать макароны, ничем не отличающиеся от алтайских? Мы ищем производителей лаваша ручной лепки, сыров, нет качественного мяса, молочной продукции. У нас всегда есть открытые позиции, о которых можно узнать на сайте, - пояснила руководитель проекта дирекции по закупкам и логистике компании "Холидей" Ольга Слободская.

Она посоветовала производителям внимательно изучать ассортимент на полках, обращать внимание на цвета упаковок и начинать продвигать новый продукт с продажи в трафиковых местах (кафе, ресторанах). В случае спроса торговые сети сами выйдут на производителя и заключат с ним контракт на поставку товара.

- Мы заинтересованы в местных производителях. Но, к сожалению, они не всегда могут выдерживать на необходимом уровне качество продукции, не готовы решать вопросы логистики, держать взятые обязательства. Прежде чем начать производить товар, надо провести опросы, проанализировать рынок, - заявил управляющий торговым центром ООО "Метро Кэшн Энд Керри" Максим Лучкин.

- Почему мы выбираем тот или иной продукт? Рынок и потребитель диктуют условия. Сейчас покупатель голосует за экономсегмент, - подчеркнул руководитель отдела продовольственных товаров ООО "Мария-ра" Иван Иванов.

По оценке специалистов, до двадцати процентов поставщиков и контрагентов неблагонадежны, не сразу предоставляют всю необходимую для продажи товаров документацию, информацию для этикеток, у многих отсутствует понятие о стандартах качества.

- Наша задумка - создать некое сообщество, клуб директоров по закупкам, чтобы в конечном итоге новосибирские производители на конкурсной основе могли заходить во все наши продуктовые сети. От этого диалога, в конечном счете, должен выиграть потребитель. Местная продукция доставляется с минимальными транспортными и логистическими издержками, и, соответственно, должна быть дешевле и доступнее во всех смыслах, когда окажется на прилавках, - подытожил дискуссию Максим Останин.

Комментарий

Наталья Камнева, заместитель руководителя УФАС России по Новосибирской области:

- Корректировка федерального закона о торговле предусматривает с 1 января 2017 года серьезные изменения отношений между сетями и поставщиками. В новой редакции закона о торговле предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения для сети не может превышать пяти процентов от цены приобретенного продовольственного товара. Законодательство запрещает в договор поставки включать плату за оказание услуг по продвижению. Также запрещается взимание платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты и внесение платы за изменение ассортимента и возмещение ряда иных расходов. Очень важная поправка касается сокращения отсрочки платежа. При этом запрещены договоры комиссии, агентские и прочие договоры, которые были дополнительным бременем для предприятий-поставщиков. КоАП РФ предусматривает ответственность торговых сетей и их поставщиков. Штрафы для должностных лиц за нарушение закона о торговле составляют от десяти до пятидесяти тысяч рублей, для торговых сетей - от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей.