"Дуэлянт": красивая и стильная обертка для посредственного сценария

Блистательный Санкт-Петербург, середина XIX века. Столичное общество эпатирует некто Яковлев - искусный стрелок, который, по его же словам, "не любит дуэлей" - и все же регулярно принимает вызовы (плюс он еще и бессмертен - почти буквально). Стреляется не за себя - а "за того парня". То есть - за деньги. И довольно скоро выясняет, что стал пешкой в руках своего заклятого врага.

Рассказ о широко разрекламированной и на все лады расхваленной критиками российской киноновинке хочется начать с хорошего. "Дуэлянт" - очень красивый фильм. Нет, даже не так. "Дуэлянт" - самый красивый, самый стильный, самый эстетически выверенный фильм, если говорить о нашем массовом кинематографе последних лет. К тому же, он - хотя и не ставит своей задачей шокировать зрителя навороченными спецэффектами - по-американски (в хорошем смысле) высокотехнологичен. В первую очередь, это относится к декорациям, проработанным до мельчайших деталей (наверное, специально для формата IMAX).

В них есть и что-то от классики отечественной городской живописи, и уместный глянец - когда речь идет об украшенных игрой теней богатых интерьерах, и своеобразный "дореволюционный нуар", и даже намеки на викторианский стимпанк Гая Ричи. Прохожие в цилиндрах, кареты, брички, рынки, салоны, роскошные дамские туалеты, мужские сюртуки. Подвижная, избегающая статики камера Максима Осадчего, когда-то снимавшего клипы для песен Линды (а потом - "Сталинград" Бондарчука), тут очень кстати: вот она смакует крупные планы и танцы пылинок на свету; вот - отдаляется и дает панораму залитого дождями и подтаявшим льдом Петрограда. Короче говоря, с визуальной точки зрения это, конечно, не тандем Иньярриту-Любецки, но все-таки - класс.

О другом прославленном союзе - Леоне-Делли Колли - напоминают вынесенные в заголовок дуэли. Непременно - насмерть. Они - лицом к лицу, барьерные, через ткань и даже набившая оскомину "русская рулетка" - поставлены по высшему разряду. Мизгирев сотоварищи пользуются исключительно проверенными приемами, но их вполне хватает для максимального эффекта. Орудия убийства демонстрируют во всей красе - с обязательными бликами на стволах. Паузы, после которых грянут выстрелы, - настолько саспенсоемкие, что от них буквально начинает ныть лоб. Сами выстрелы - громкие. Требующие сатисфакции мужчины - эмоциональные, статные, атлетичные, бесстрашные, с пружинистой походкой, стреляющие не только пулями, но и взглядами. В общем, зрелище вышло - на заглядение. И примерно понятно, зачем понадобились баснословные 700 миллионов рублей.

Хороши - до поры - и персонажи. Застегнутый на все пуговицы, весь в черном, бьющий без промаха загадочный бретер Яковлев (Петр Федоров) и пуленепробиваемый - по крайней мере, эмоционально - граф Беклемишев (Владимир Машков) обозначают конфликт, дают прорасти весьма недурной - можно сказать, почти акунинской - интриге и... сами же - с легкой руки сценариста - делают развитие этой интриги совершенно пресным. Более чем занятная околодетективная завязка, достойная впечатляющего антуража, существует словно сама по себе. Остальное снято как будто по наспех дописанному черновику - в типично голливудском стиле. Что на этот раз - не комплимент.

Многие, правда, проводят параллели другого рода. С отечественной литературной классикой - в ней, мол, тоже есть дворянство без страха и упрека, у Пушкина был "Выстрел", Онегин убил Ленского, а Лермонтов вообще написал "Фаталиста" - новеллу об игре с Аидом в орлянку. Но помилуйте, в тех книгах честь и достоинство были больше, чем просто красивыми словами. Да что там русская литература "золотого века" со всеми ее сложностями и нюансами! Есть ведь условный пример Дюма-отца с "Графом Монте-Кристо" - не перегруженной психологизмом авантюрной историей (тоже о чести и тоже о достоинстве). Или, говоря о современниках, того же Акунина - с удачно экранизированным "Статским советником". Будь "Дуэлянт" чем-то подобным, вопросов к нему не возникало бы. Увы, его утрирования - еще более радикальные. До уровня комикса. Простенького триллера. Так называемого "мужского фильма".

В этом "мужском фильме" одержимый жаждой отмщения угрюмый протагонист, разумеется, харизматичен и брутален. Однако это харизма и брутальность не серьезной трагической фигуры, которая, надо думать, подразумевается, а какого-нибудь Бэтмена (в лучшем случае - нолановского, в худшем - снайдеровского). Антагонист же по своему потенциалу вполне мог быть местным Мефистофелем - с машковским-то жгучим демоническим взглядом. А на деле оказывается банальным, хотя и классно сыгранным, негодяем - разве что не хохочущим во все горло. От супергероев и суперзлодеев у них есть кое-что еще. Скажем, удивительная уверенность в своей правоте и отсутствие хотя бы намека на рефлексию. И пафос, пафос, пафос. Последнего в современной крупнобюджетной продукции и без "Дуэлянта" уж точно вполне хватает.

А еще в ней хватает странных совпадений, ненужных любовных линий, эротики ради эротики, нелепых твистов и сомнительных концовок. Всем этим может "похвастаться" и мизгиревская картина. Как зрелищный аттракцион она, пожалуй, удалась. Но никакие красоты, эстетские цитаты из "Выжившего" или "Мертвеца" (как еще воспринимать околомистическую линию с алеутским шаманом на фоне северной природы?) и симпатичные роли Гармаша с Колокольниковым и Яценко не помогут закрыть глаза на сценарные дыры. И на слишком уж очевидные - несмотря на место и время действия - заимствования из клишированных заокеанских блокбастеров.

Если не верите, вот вам конкретный пример, граничащий со спойлером: в какой-то момент тут состоится выход местного то ли Моргана Фримена, то ли Майкла Кейна. Оный почти два часа скорбно молчит, а потом вдруг парой реплик заставляет сломленного было главного героя взять быка за рога. И разобраться со всеми проблемами без особых усилий - с помощью рояля в кустах. Такие вот "Петербургские тайны: На заре справедливости".

И все-таки с "Дуэлянтом" стоит связать определенные надежды. Вероятно, он - по умолчанию обреченный на коммерческий и зрительский успех - мог бы дать старт новой франшизе. Мощный и практически эксклюзивный сеттинг у продюсерской и режиссерской команды уже есть. Осталось лишь написать для него сценарий поинтереснее и политературнее - и населить фигурами пообъемнее.

3