При этом следует отметить, что продолжение посильной трудовой деятельности в той или иной области в пенсионном возрасте становится актуальным как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования их образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения сохранения социализации пожилых людей, их интегрированности в жизнь общества.
Исследования свидетельствуют, что большинство людей пожилого возраста хотели бы продолжать работать (Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, резолюция III Национальной конференции "Общество для всех возрастов").
В этой связи активное долголетие граждан имеет важное социальное и экономическое значение, связанное, в том числе, с продлением трудоспособного возраста и вопросами пенсионного обеспечения граждан. Актуальна задача создания условий, обеспечивающих возможность для пожилых граждан вести здоровый образ жизни.
Основополагающими направлениями государственной социальной политики в отношении граждан старших возрастов в настоящее время является создание достойных условий жизни на пенсии. Представляется важным, что одним из направлений работы в этих целях должно стать формирование предпосылок для продолжения ими активной жизни, привлечение пожилых граждан к социально значимой деятельности. Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию РФ в 2007 году предложил создать условия для добровольного продолжения пенсионерами трудовой деятельности: "следует создать систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли продолжать трудовую деятельность - те, кто хочет это делать. Такое добровольное продолжение трудовой деятельности должно вести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат".
Правительством РФ разработана и утверждена 5 февраля 2016 года "Стратегия действий в интересах граждан старшего возраста до 2025 года", где определены цели, принципы, задачи и приоритеты государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста. Учитывается, что в населении России происходит увеличение численности и доли граждан старше трудоспособного возраста. По среднему варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны возрастет до 26,7 процента, а их численность достигнет 39,5 миллиона человек.
Вовлечение граждан старшего возраста в посильную трудовую деятельность, как представляется, имеет помимо гуманитарной составляющей весьма существенный экономический аспект. В связи с общемировой тенденцией увеличения продолжительности жизни, а также определенного дефицита квалифицированных трудовых ресурсов объективно будет нарастать потребность в использовании труда пожилых людей. Рациональное использование трудового потенциала этой растущей части населения тем более актуально, что демографическая ситуация в России далека от оптимальной. В этих условиях стимулирование занятости граждан пожилого возраста объективно должно стать одним из важных направлений государственной социальной политики России.
Исследование проблем старшего поколения позволяет увидеть значительный общественно полезный потенциал этой многочисленной категории граждан. При всем том, что во многих отраслях радикальное обновление знаний происходит с нарастающей быстротой, остается актуальным сохранение значительного слоя носителей фундаментального, часто уникального, в комплексе и взаимосвязи опыта, не только в гуманитарной сфере, но и во многих сугубо технических областях, которым объективно располагают представители старшего поколения.
По-видимому, сегодня уже не вполне учитывают реальности и объективные потребности общества термины "старение населения" и "трудоспособный возраст". Они не отражают процесса удлинения всех возрастных циклов современного человека - детство, молодость, зрелость, старость - по мере роста продолжительности его жизни. Сохранение этих понятий в профессиональном обиходе законодателей, управленцев, работодателей в определенной мере искажает их представления о резервах демографического потенциала страны, его динамике.
В резолюции III Национальной конференции "Общество для всех возрастов", состоявшейся в Москве 8-9 октября 2015 года, сформулирован ряд направлений, по которым целесообразно продвигаться при решении проблем вовлечения людей пожилого возраста в активную трудовую деятельность. Это "практика создания разновозрастных команд ... создание вакансий для пожилых людей … менторские группы, удаленное консультирование, наставнические программы … работа с компаниями, объясняя им преимущества найма работников пожилого возраста … Увлеченность работой, лояльность, присущие пожилым людям, могут играть ключевую роль в некоторых позициях … Современные пожилые люди обладают знаниями и опытом, они деятельны …, чтобы активно участвовать в жизни местных сообществ".
Одной из наиболее востребованных сфер приложения сил представителей старшего поколения является широкий круг проблем, связанных с воспитанием человека, особенно молодежи. Поэтому активное участие старшего поколения в работе различных общественных институтов, нацеленных на развитие полезных умений, навыков, знаний подрастающего поколения, способствующих формированию культурной среды, могло бы стать важным подспорьем для решения задач воспитания молодежи и общества в целом.
Очевидным и востребованным является полноценное участие представителей старшего поколения в общественных структурах местного самоуправления. Об этом говорят данные, приведенные в работах Ю.В. Сониной "Экономическая активность людей пожилого возраста в России: вслед за мировым трендом?" и М.Г. Колосницыной и М.А. Герасименко "Экономическая активность в пожилом возрасте и политика государства".
Спектр приложения сил чрезвычайно широк - от организации общественного контроля в сфере ЖКХ до ответственного участия в выборном процессе, требующего жизненного опыта, так часто недостающего молодым согражданам, где востребован тот жизненный опыт старшего поколения, который позволяет в сложных условиях выделить главное.
В данном контексте видится вполне актуальной проблема качественной переподготовки трудовых ресурсов, чтобы при выходе на пенсию люди имели достаточно современный запас профессиональных знаний. Речь, конечно, может идти о тех, кто намерен продолжить деятельность в рамках имеющейся профессии, получив дополнительное профессиональное образование; желает сменить сферу деятельности и овладеть новой профессией; кто был бы готов трудиться в различных сферах, получая необходимый минимум конкретных, связанных с работой знаний и навыков (Т. Малеева и О. Синявская "Нужно ли повышать занятость пенсионеров?").
Решение задачи обеспечения активного долголетия людей пожилого возраста путем вовлечения их, по крайней мере значительной части, в сферу социально-экономической деятельности неизбежно ставит на повестку дня проблему наличия рабочих мест в стране. Сегодня, когда во множестве малых городов и населенных пунктов России сотни тысяч молодых людей не могут найти какой-либо достойной работы, и это является колоссальной проблемой, задействование потенциала граждан, уже перешагнувших пенсионный порог, представляется достаточно сложным процессом. В этом контексте особенно важное значение имеет Указ президента РФ № 596 от 7 мая 2012 года, где правительству РФ была поставлена задача создать и модернизировать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Последовательное выполнение Указа является одним из ключевых условий развития современного рынка труда.
Следует также иметь в виду еще один важный аспект проблемы занятости в пенсионный период. С ростом продолжительности жизни проблема занятости людей пенсионного возраста будет приобретать все большую актуальность и особое значение. Увеличение числа неработающих, не занятых каким-либо общественно значимым трудом пенсионеров будет прибавлять к зарегистрированным и незарегистрированным безработным, различным тунеядствующим асоциальным элементам всех возрастных категорий все новые тысячи, а то миллионы в своем большинстве вполне дееспособных граждан.
Очевидно также, что процессы механизации, автоматизации, роботизации и структурной перестройки во всех отраслях экономики постепенно усиливают остроту проблемы. Последствия этих процессов видны повсеместно, наиболее наглядно - на селе и в малых городах, в определенной мере это связано с вытеснением пожилого контингента из больших городов. Тем не менее и в крупных городах адаптация людей пенсионного возраста к условиям городской среды посредством разрешения проблемы занятости достаточно актуальна. Ее вряд ли решить путем организации рекреационных пространств и массовых развлекательных мероприятий.
Homo sapiens - результат тысячелетней эволюции, труда и творческих усилий человеческого существа, ослабление вектора осмысленного развития и совершенствования личности, а тем более увеличивающихся масс современного социума, неминуемо поведет к деградации тех общественных отношений, которые сложились к настоящему времени и обеспечивают стабильность государства.
Таким образом, вопрос организации жизни людей пожилого возраста содержит несколько взаимосвязанных и жизненно важных для отдельного человека и общества аспектов - экономический, сохранение уникального опыта поколений, здоровое долголетие, предотвращение деструктивных тенденций в современном обществе в связи с исключением из сферы общественно полезной деятельности масс населения. Очевидно, что решение этого комплекса проблем возможно лишь в том случае, если сохранение и гармоничное развитие личности человека, всего общества будет основополагающей задачей и государства, и общества, и самих граждан.
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №15-26-10001)