Последний раз работы Кандинского выставлялись здесь в 1988 году, но нынешняя выставка принципиально отличается от той почти тридцатилетней давности. Тогда на волне перестройки кураторам было важно просто познакомить публику с полузабытыми произведениями русского авангарда. Сегодня музейщики постарались показать истоки творческого метода одного из самых необычных художников мира, объяснить, откуда взялись, чем вдохновлены его знаменитые "Импровизации" и пронумерованные "Композиции". Для выставки сделан фильм о Кандинском. "Вообще вся выставка устроена так, чтобы зрители смогли преодолеть то, чего обычно очень боятся: непонимание, растерянность перед абстрактным искусством", - говорит заместитель директора музея Евгения Петрова.
А открывают экспозицию иконы и расписные санки, вышитые полотенца и узорчатые сундуки. Как известно, Василий Васильевич Кандинский многообещающую карьеру юриста меняет на неопределенное будущее художника под влиянием поездки на русский Север. Народное искусство, в частности искусство зырян, пленило его навсегда. "Когда я вошел в горницу, живопись обступила меня", - вспоминал впоследствии Кандинский и признавался, что нашел здесь секрет средства "введения зрителя в картину так, чтобы он растворялся в ней".
Среди работ цитаты из его воспоминаний и писем. "Моя старая мечта иметь лубок "Страшный суд, по возможности старый, примитивный (со змеями, чертями, архиереями…)". И вот он, точно такой лубок из собрания ГРМ, столь милый сердцу вождя художественного авангарда. Первые работы Кандинского, вполне реалистичные, развешаны здесь в окружении его современников - Рериха, Поленовой, Васнецова. Все они отдали дань древнерусской мифологии и увлечению сказочными сюжетами...
А потом Василий Кандинский уехал учиться в Мюнхен, где увлекся искусством постимпрессионистов. Позже возникла дружба и тесное сотрудничество с художниками "Бубнового валета". Кандинский, обосновавшийся в Германии, стал связующим мостом между молодыми авангардистами России и Германии. Объединение "Синий всадник", издающее одноименный альманах, где публикуются разноязыкие авторы, тому доказательство. На выставке мы видим работы Кандинского в контексте его тогдашнего окружения - братья Бурлюки, Франц Марк, Гончарова и Ларионов, Лентулов, Стеллецкий… Этот контекст тоже очень помогает понять "непонятного" Кандинского.
К тому же кураторы выставки позаботились выстроить экспозицию так, чтобы некоторые абстрактные картины Кандинского и по сюжету читались абсолютно внятно! Так, икона "Георгий Победоносец" и полотно Кандинского "Святой Георгий II" вполне логично оказались рядом .
Некоторые работы публика видит впервые. Кандинский принимал участие в росписи по фарфору и даже представлял свои предметы на международных выставках, но сейчас в мире насчитывается не более десятка предметов с его росписями. Шесть чайных пар представлено в экспозиции. И надо сказать, среди изобилия абстрактных полотен эти скромные изделия отнюдь не теряются.
К слову сказать, экспонаты для этой выставки собирались, как признался ее куратор, старший научный сотрудник Русского музея Владимир Круглов, буквально по крупицам. Василий Кандинский хотел, чтобы современное искусство широко входило в народную жизнь, а потому в бытность работы в Наркомпросе и Институте художественной культуры в 1919 - 1921 годах он лично распределял свои произведения между музеями разных городов страны. Поэтому нынешняя выставка плод сотрудничества многих музеев. Не только крупнейшие музеи, такие как ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Эрмитаж, но и провинциальные сокровищницы изобразительного искусства от Астрахани до Красноярска, а также частные коллекционеры приняли участие в ее создании.
Наверное, Кандинского можно назвать самым музыкальным художником эпохи. Его учение о ритмах в живописи, о контрастах и цветовых сочетаниях так и хочется перевести на язык музыкальных терминов, вспомнив о контрапунктах, ассонансах. Когда видишь его роскошную "Композицию VI", явственно ощущаешь, как звенят натянутые струны, бурлит и пенится волна… Хотя в этом полотне нет ничего, что формально напомнило бы о море или оркестре. А в "Импровизации холодных форм" узнаешь цирк с его чудесами. Увидеть внутреннюю суть вещей, их дух, суметь передать то невыразимое, о чем страдает или чего жаждет человеческая душа, - вот к чему стремился художник.