- В нашей стране сейчас слабый интерес к теме регионов, - считает Сергей Борисов, посвятивший этой проблематике более 20 лет. - Даже специалистов по данному направлению найти стало сложно. Конечно, есть эксперты по какому-то одному региону - субъекту Федерации, но ведь понятие регионоведения намного шире отдельных исследовательских кейсов.
По мнению социального аналитика, регионология - это наука, включающая в себя фрагменты разных гуманитарных наук.
- В советское время главной регионоведческой наукой была география, - продолжает Борисов, - в силу того, что страна, согласно плановой доктрине, интересовалась в основном освоением природных пространств, а не людьми, на этих пространствах живущими. А социальные науки на это направление привлекались мало: считалось, что для них там нет предмета.
Например, политология (тем более официально ее и было) не могла заниматься регионами, поскольку считалось, что регионам не полагается иметь собственную внутреннюю политическую жизнь.
В 1990-е годы ситуация принципиально изменилась: Россия стала примерять на себя кафтан федерализма, регионы обрели политическую субъектность, и знания о них оказались остро востребованы. С гордостью могу сказать, что тогда Нижний Новгород стал одним из ведущих центров регионологии.
- В то время регионы - их руководители, формирующиеся на глазах местные элиты, продвинутое население - стали задумываться на тему суверенитета в рамках единого государства, искать приемлемые формы взаимоотношений с центром, баланс между правами и обязанностями регионов, - говорит Сергей Борисов. - Возникла, в частности, такая неоднозначная, но полезная в переходный период практика, как двусторонние договоры между центром и регионом. Юристы тогда страшно ругались: как регион, являясь частью страны, может заключать договор со страной в целом? Но сама переговорная практика многому тогда научила и помогла выйти на решения, которые и уберегли страну от распада в 90-е годы.
Сергей Борисов разделяет регионы на те, что лучше готовы к развитию, реформам, и на склонные к депрессивности. В основе этого разделения - объективные системные факторы: географические, исторические, социальные и т.д. Готовность к переменам, настрой на то, чтобы своими руками строить благополучие на собственной земле, не присущи региональным сообществам в одинаковой мере. И из этого факта должна исходить региональная политика государства: как в периоды экономического подъема, так и моменты спада.
- Наша Нижегородская область в иерархии регионов лидеров - середняков - аутсайдеров традиционно причисляется к первым. К тому есть ряд предпосылок, например, диверсифицированная структура расселения: помимо мегаполиса - региональной столицы, и мелких населенных пунктов, у нас есть мощный пояс индустриальных районных центров вроде Дзержинска, Арзамаса, Павлова, - объясняет Борисов. - Но потенциал не оборачивается автоматически ростом экономики и качества жизни граждан. Лидерский статус надо постоянно подтверждать.
Кстати, проекты изменения внутреннего строения России, перенарезки границ между регионами, время от времени появляющиеся на свет, не имеют перспектив в силу того, что границы существующие серьезно обоснованы: исторически и, если хотите, ментально. По словам Сергея Борисова, анализ состава населения большинства регионов показывает, что более 80 процентов их жителей - это люди с местной родословной, то есть у них на местных кладбищах - могилы родных. Несмотря на то, что в ХХ веке люди в России много перемещались, добровольно или принудительно, эти перемещения происходили, как правило, в рамках своего региона.