Эксперты: Для возрождения перевозок по воде нужна воля государства

Речные перевозки людей и грузов по воде могут дать экономике огромный мультипликативный эффект, но для этого нужна воля государства, заявили проектировщики судов и судостроители на "Гидроавиасалоне-2016" в Геленджике.

Доцент кафедры "Системы автоматического и интеллектуального управления" Московского авиационного института Владимир Чемоданов привел такой пример: в Австралии и других странах мира все еще ходят "Метеоры" и другие суда на воздушных крыльях, сошедшие с российских стапелей много десятилетий назад. Это говорит о долговечности и удачном проектном решении этих машин. Но более показательно другое - суда такого типа, пусть даже устаревшие по современным меркам, вполне востребованы в мире.

Второй пример. Еще лет тридцать лет назад практически все прибрежные российские города на Черном море соединяли маршруты, по которым ходили все те же суда на подводных крыльях, а заполняемость рейсов была высокой. Сейчас их практически не осталось. И третий пример. Еще 25 лет назад Владимир Чемоданов сконструировал катер, но за это время он так и не пошел в производство, хотя модель была перспективной.

Все эти примеры очень хорошо характеризуют ситуацию в отрасли не только морских, но и речных перевозок. На той же Волге практически не осталось судов на подводных крыльях, которые в свое время являлись чуть ли не основным перевозчиком пассажиров в тогда еще Горьковской области, а конструкторское бюро имени Алексеева постоянно выпускало новые модели. Эта работа не останавливается и сейчас, но конструкторы с ног сбились, доказывая необходимость возрождения речных перевозок.

Как считают разработчики современных судов различных типов и их производители, без помощи государства отрасль не возродить. Перевозка пассажиров по воде во всех странах и во все времена была дотационной. Как рассказал председатель совета директоров Тольяттинского судоремонтного завода Петр Дроботов, например, в Европе речные перевозчики пользуются системой льгот не только из соображений экологии, но и в связи с тем, что река является вечной природной дорогой, не требующей ремонта. В некоторых странах даже запрещено движение грузовых фур по дороге, если она идет параллельно реке.

Пока спрос на пассажирские суда возрождается со стороны регионов, но больших денег на покупку новой техники у них нет. Почему и возник спрос на старые суда, прошедшие глубокую модернизацию. Как считают эксперты, если же будет принята государственная программа по поддержке отрасли, подразумевающая льготный лизинг и другие меры, появится спрос и на новые суда.