Ранее он был практически единогласно одобрен обеими палатами конгресса США. И парламентарии дали понять, что с волей президента не смирятся. Уже на текущей неделе планируется новое голосование по законопроекту, и если в обеих палатах его поддержат более двух третей конгрессменов, он вступит в силу несмотря на вето главы государства. С учетом широкой поддержки конгрессменов эксперты считают такой исход весьма вероятным, что стало бы первым случаем преодоления президентского вето за восемь лет правления Барака Обамы, особенно унизительным для президента за считанные месяцы до конца срока его полномочий.
Документ по сути лишает другие государства правового иммунитета перед судами США и разрешает американцам судиться с зарубежными правительствами за спонсирование международного терроризма. Наиболее очевидным кандидатом на такого рода иски в Америке долгое время считается Саудовская Аравия.
За последнее десятилетие многие политики и эксперты в США возлагали на Эр-Рияд часть ответственности за террористические атаки 11 сентября 2001 года, подозревая, что в тот период власти ближневосточной монархии закрывали глаза или даже окольными путями поддерживали деятельность главаря "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена. Ведь 15 из 19 смертников-угонщиков самолетов 11 сентября были гражданами Саудовской Аравии. Намеки на контакты саудовских властей с террористами содержатся и в официальных документах о расследовании атак на США.
Сам Эр-Рияд всеми средствами пытался предотвратить принятие законопроекта, как через контакты на политическом уровне, так и через мощную информационную кампанию нанятых в США лоббистов. Но не преуспел.
Решение президента не нашло понимания у родственников и близких жертв терактов 11 сентября и их сторонников. "Мы разгневаны и потрясены. Сколько бы ни лоббировала Саудовская Аравия, и чтобы ни утверждала пропагандистская машина, законопроект восстанавливает правовые основы, которые десятилетиями пользовались поддержкой обеих партий, - подчеркивается в их совместном обращении. - Документ сдержит терроризм и позволить привлечь к ответственности государства, которые финансируют и спонсируют его".
"Если Саудовская Аравия не сделала ничего плохого, то и бояться ей нечего. Если же они виновны в атаках 11 сентября, то должны быть привлечены к ответственности", - соглашается сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чак Шамер, назвавший вето президента "разочаровывающим". По словам сенатора, "близкие погибших заслуживают права на разбирательство, и правосудие для них нельзя выбросить за борт из-за соображений дипломатии".
Напомним, что в результате террористических атак 11 сентября 2001 года погибли около трех тысяч человек. Большинство из них - жертвы обрушения башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке после того, как в здания поочередно врезались два угнанных террористами пассажирских авиалайнера.
Президент в трехстраничной пояснительной записке посочувствовал близким погибших и выразил "понимание их усилиям по поиску правосудия", но пояснил свое вето тем, что, по его мнению, законопроект "не защитит американцев от терактов".
Одно из основных формальных возражений Белого дома в том, что документ противоречит так называемой концепции суверенного иммунитета, согласно которой в международном праве государства неподсудны судам других государств. Кроме того, например, работающие по всему миру американские дипломаты и военные имеют иммунитет от преследования по гражданским или уголовным делам. Возникающие к ним претензии как правило решаются на политическом уровне, а не через индивидуальные иски.
Поэтому в Белом доме считают, что "зеленый свет" судам против Саудовской Аравии может обернуться встречными исками к самим американским властям со стороны иностранных граждан и правительств, а значит "потенциально серьезными финансовыми последствиями для США".
Обама также аргументировал, что реагированием на данные о поддержке террористов какими-либо странами должны заниматься ведомства, отвечающие за национальную безопасность и внешнюю политику, а судам этой многослойной проблемой заниматься сложнее: "Суды будут принимать судьбоносные решения на основе отрывочной информации, что может привести к разным вердиктам в разных судах. Это не эффективный путь реагирования". Президент США предостерег, что это "угрожает создать сложности в отношениях с ближайшими союзниками".
Многие не считают эту аргументацию ни исчерпывающей, ни искренней, полагая, что в первую очередь дело как раз в "ближайших союзниках". Сюрпризом вето не стало, поскольку о намерении заблокировать законопроект в случае его принятия конгрессом президент заявлял уже давно. Но решение Обамы встать на защиту Саудовской Аравии последовательным не назовешь.
Альянс Вашингтона и Эр-Рияда, казавшийся незыблемым всего десять лет назад, сегодня нередко подвергается критическому переосмыслению в США. Сам Обама известен прохладным и скептическим отношением к саудовцам. Обама назвал монархию "так называемым союзником" и "иждивенцем" на шее США в вопросах безопасности, критиковал, пускай даже в легкой форме, за недостаточную приверженность демократическим ценностям. Трения наблюдались не только на идеологическо-риторическом уровне, но и на политическом поле. Администрация Барака Обамы и ее партнеры по "шестерке" добились соглашения по ядерной программе Тегерана - главного и непримиримого соперника Эр-Рияда на Ближнем Востоке. Сделка позволила шиитскому Ирану прорвать санкционную изоляцию и расширила его региональные амбиции, что с тревогой воспринимают в преимущественно суннитской Саудовской Аравии. Кроме того, в Эр-Рияде явно разочарованы отказом Обамы бомбить правительственные силы Башара Асада в Сирии и более активно поддерживать вооруженную оппозицию, пытающуюся свергнуть сирийского президента. Многие из группировок оппозиции получают деньги и оружие от саудовцев. Снизилась значимость и других ключевых компонентов альянса. Так, небывалый рост нефтедобычи в Америке в последнее десятилетие сократил ее давнюю зависимость от поставок "черного золота" из Саудовской Аравии.
Но, несмотря на все трудности, интересы Вашингтона и Эр-Рияда по-прежнему тесно переплетены, и ни одна из сторон отказываться от альянса не готова. Саудовская Аравия для США - один из немногих стабильных политических и военных партнеров на бурлящем Ближнем Востоке. Да и роль саудовцев в мировой энергетике остается высокой. И во имя этих традиционных для США приоритетов на Обама уже не раз приходилось наступать на горло собственной песне, искать возможности угодить Эр-Рияду и сгладить острые углы. Администрация Обамы уже несколько лет поддерживает военную кампанию Саудовской Аравии в Йемене, в том числе поставками вооружений, даже несмотря на многочисленные свидетельства правозащитных групп о том, что жертвами новейших американских бомб регулярно становится мирное население.
О противоречивом и не всегда последовательном подходе американцев красноречиво свидетельствует следующее. Те же самые конгрессмены, которые хотят разрешить американцам подавать в суд на Эр-Рияд за поддержку террористов, на минувшей неделе одобрили очередную поставку вооружений из США для Саудовской Аравии на сумму свыше 1,15 миллиарда долларов. Но в действиях конгрессменов, как говорится, "ничего личного", только в чистом виде политический цинизм. Законодатели, конечно, понимают значимость союза с Саудовской Аравией и поддерживают его. А потому охотно голосуют за поставки ей вооружений, невзирая на жертвы среди мирного населения. Ведь конфликт в Йемене мало кого волнует в США.
Другое дело - резонансный законопроект о терактах, которые 11 сентября 2001 года потрясли всех американцев. Он пользуется широкой поддержкой в обществе и любой конгрессмен, который публично пойдет против воли избирателей по столь болезненной для американцев теме, рискует своим мандатом на предстоящих через полтора месяца всеобщих выборах в США.
Одиночество Обамы еще больше подчеркивается тем, что это редкий случай, когда оба кандидата в президенты - и демократ Хиллари Клинтон, и республиканец Дональд Трамп - сошлись во мнении, и оба заявили о готовности поставить свою подпись под документом в случае избрания. Впрочем, опять же, Клинтон и Трампу перед выборами важно чувствовать настроения электората, поэтому под их заявлениями может скрываться уступка конъюнктуре. Обаме же рисковать уже нечем, поэтому он может позволить себе столь откровенное проявление цинизма во имя политических интересов Вашингтона в диалоге с Эр-Риядом.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"