Напомним, каршеринг в столице появился ровно год назад. Сегодня в городе уже 4 оператора каршеринговых услуг, а в октябре планируется выйти на рынок пятый. Расширилась и территория, по которой разъезжают арендные машины. Сначала они катались лишь в пределах Третьего транспортного кольца, а теперь их можно встретить на дорогах всего Московского региона. Завершать аренду, правда, необходимо в пределах МКАД или, если речь идет о Новой Москве, - не далее чем в километре от метро. Но полноценный выход каршеринга в Подмосковье - лишь вопрос времени.
"Мы рассматриваем возможность завершения аренды за пределами МКАД - в подмосковном Одинцово", - утверждают в пресс-службе одного из операторов. Пока же эта компания отправляет 100 машин в Санкт-Петербург, причем пользоваться ими смогут и арендаторы из Москвы. Жителям Северной столицы также будут доступны московские машины - закачанная в телефон или планшет программа, которая позволяет арендовать машину, границ не знает. Это очень удобно туристам, чьей растерянностью в чужом городе нередко пользуются недобросовестные таксисты. А в арендном авто каждый сам себе таксист: навигаторы сегодня есть в телефонах, к тому же каршеринговые машины оборудованы зарядными блоками.
Кстати, на 700 имеющихся сегодня в Москве каршеринговых авто уже приходится 130 тысяч клиентов. 40% из них работают в ЦАО, 60% имеют собственный автомобиль. Но в эксплуатации личные машины обходятся дороже - бензин купи, за парковку заплати... Взятые в аренду авто заправляются за счет оператора и за его же деньги их оставляют на платных парковках. Правда, москвичи иногда считают, что каршеринг страхует от нарушений правил стоянки. По этой причине, говорит гендиректор компании-оператора Станислав Грошов, еженедельно два-три автомобиля эвакуируются на штрафстоянку. Выручать железного коня и оплачивать штрафы в этом случае должны сами арендаторы. Если по каким-то причинам они не могут добраться до штрафстоянки, оператор заберет машину самостоятельно, но тогда клиенту начислят дополнительный штраф уже от компании.
Сегодня на таком авто можно уехать в аэропорты Шереметьево и Домодедово, где для пользователей каршеринга организованы спецстоянки. Ежедневно регистрируется более ста таких поездок, и услуга становится все более популярной. Поэтому с 2017 года для каршеринга откроются аэропорты Внуково и Жуковский. А еще в Москве появится первая партия арендных электрокаров. По подсчетам оператора, в день одним таким авто пользуются в среднем 10 клиентов - то есть уже имеющийся автопарк каршеринга разгрузил столицу на 7 тысяч автомобилей.
Впереди следующий шаг - первый оператор каршеринга в Москве уже задумался об использовании беспилотных машин. Правда, для этого мало договориться о покупке таких автомобилей и перевозке их в столицу. Нужно еще и адаптировать российское законодательство под автомобили-беспилотники. Юристы уже готовят для этого обоснование.
- Естественно, мы не преследуем цели заменить все машины каршеринга на беспилотники, - сообщили "РГ" в компании. - Однако считаем, что российский рынок поминутной аренды уже готов к переходу на новый уровень развития и прежде всего в столице.