Нарышкин: Я - сторонник партнерских отношений со всеми странами мира

Завершается срок полномочий Государственной Думы шестого созыва. И, готовясь приступить к работе во главе СВР России, среди значимых результатов последних пяти лет хотел бы вновь отметить нашу активную деятельность в сфере международной парламентской дипломатии. В том числе по линии Парламентской ассамблеи Совета Европы.

У нас уже состоялись парламентские выборы, и начинается подготовка к первому заседанию седьмого созыва Госдумы. Кроме избрания руководства палаты и формирования десятков парламентских комитетов (среди которых будет и международный) на первых же пленарках может быть задан вопрос о целесообразности возвращения в ПАСЕ и персональном составе нашей делегации.

Осенняя сессия этой Ассамблеи откроется уже через пару недель, и на ней вновь будут показательны баталии по поводу полномочий нашей делегации. В том числе - в связи с продлением антироссийских санкций. Кстати, эта процедура в Евросоюзе уже стала какой-то будничной и рутинной. ПАСЕ же свой план по санкциям перевыполнила еще в апреле 2014 года, когда накинула "платок молчания" сразу на три десятка российских парламентариев (о чем я тогда прямо написал бывшему руководителю Ассамблеи). И недавно в Москве вновь обсуждал эту тему с ее нынешним руководством.

Нам изначально было понятно, что это те же незаконные санкции. А в данном случае - прямо противоречащие Уставу Совета Европы. Добавлю, что отсутствие в зале заседаний ПАСЕ не мешало нам внимательно следить за ходом дискуссий о наших полномочиях. Мы видели, к чему пытались (и до сих пор пытаются) склонить Ассамблею и ее собственное агрессивное меньшинство, и высокопоставленные чины Евросоюза. Недавно даже министр иностранных дел Украины заговорил с ПАСЕ на языке ультиматума - с претензией на особый статус своей страны. Хотя уже всем известно, что она находится под внешним управлением.

При всем этом обязан сказать, что в ходе наших сентябрьских переговоров с председателем ПАСЕ и лидерами ее политгрупп было найдено взаимопонимание по ряду позиций. И в предстоящие месяцы станет ясно, выльется ли оно в единственно правильное решение в Страсбурге. Между тем уже эта, октябрьская, сессия Ассамблеи могла бы положить конец столь явному беспределу по отношению к делегации России. Да и к самим принципам и ценностям парламентаризма - тоже.

Мы благодарны г-ну Аграмунту и приезжавшим с ним коллегам за искренность и открытость, которые были проявлены при последней встрече. И понимаем их трудности в диалоге с членами некоторых национальных делегаций. Даже европейские эксперты говорят, что объективному течению дискуссий по острым вопросам часто мешает одиозная позиция делегатов от прибалтийских государств, Польши, Украины и ряда других стран. Похоже, что "старой Европе" просто неудобно за поведение некоторых своих новых союзников. К примеру, за введенные ими ограничения на въезд ученых и деятелей культуры.

Эти проблемы еще не раз дадут о себе знать. И будут мешать не только нашему совместному и естественному желанию жить в Европе без разделительных линий, но и самим странам - членам Евросоюза самостоятельно строить свое будущее. К тому же не за горами выборы в парламенты ключевых европейских стран - Франции, Германии, Италии. Борьба за места уже идет, и национально ориентированные силы все громче заявляют о своих амбициях и росте общественной поддержки, где позиция в отношении России - не последний фактор.

Я был и остаюсь сторонником сохранения партнерских отношений со всеми странами мира. Считаю, надо сделать все, чтобы в XXI веке человечество было избавлено от опасности разжигания новых войн - и "холодных", и уж тем более "горячих". Но риски здесь многократно возрастают, если в дела континента продолжат вмешиваться внерегиональные игроки - во всех смыслах далекие от интересов Европы. А мы видим, как уже стали хозяйничать Соединенные Штаты в структурах Евросоюза и в той же ПАСЕ.

Увы, за последние пару лет панъевропейские идеи по факту уступили евроатлантическим. Но вытеснение одного вектора другим началось давно - с торможения вопроса о безвизовом режиме с Россией, с продвижения к нашим границам как НАТО, так и инфраструктуры американской ПРО. Повторю: все это было задолго до украинского кризиса.

Как результат - концепция Большой Европы современными европейскими политиками почти забыта. И безопасности континенту это отнюдь не добавило. Так почему же сейчас не восстановить полноценный диалог на вышеназванную и другие, более чем актуальные темы?

Вернуться к объединяющей повестке необходимо и для решения накопившихся за эти два года проблем. И начать с реформирования общеевропейских структур, созданных когда-то именно для диалога. Это ради него Россия вступала в них 20 лет назад, видя в таком шаге шанс на самое тесное сближение.

В условиях кризиса безопасности парламентская дипломатия оказалась одним из самых эффективных инструментов. И нужно в полном объеме восстановить полномочия России в ПАСЕ, модернизировав при этом работу самой Ассамблеи. Наши предложения на этот счет известны, я их излагал не раз. Впервые - еще три года назад, выступая в Страсбурге, и повторил на последней встрече с руководством ПАСЕ.

В условиях кризиса безопасности парламентская дипломатия оказалась одним из самых эффективных инструментов. И нужно в полном объеме восстановить полномочия России в ПАСЕ, модернизировав при этом работу самой Ассамблеи

Подчеркну: позитивная повестка много лучше тупикового выяснения отношений на повышенных тонах. Да еще и по вопросам, возникшим именно из-за сворачивания диалога и воспрепятствования извне естественному для нас и всей Европы вектору сотрудничества. Наши общие гуманистические ценности и историческая судьба все равно пробьют дорогу и не позволят рассорить семью европейских народов. А тот, кто рисует себе иные картины мира, идет против истины и потерпит поражение.

Нельзя забывать и того, что Россия была и остается "мостом" между Европой и Азией. Учредив с партнерами по СНГ Евразийский экономический союз, мы открыли возможности для расширения партнерских связей с другими странами и интеграционными объединениями. Ведь еще в Алма-Атинской декларации 1991 года была ясно подтверждена приверженность экономическому сотрудничеству как на евразийском, так и на общеевропейском направлении.