В Казани открылся международный фестиваль кукольных театров

В Казани открылся второй Международный фестиваль театров кукол "Шомбай-fest". В течение четырех дней публике представят шестнадцать спектаклей для детей и взрослых.

На фестиваль съехались 14 театров из России и стран ближнего зарубежья. Среди них гости из Бреста, Ашхабада, Симферополя, Владимира, Белгорода, Екатеринбурга.

Жюри "Шомбай-fest" возглавила театральный критик Ольга Глазунова. Также в него вошли художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский, худрук Мытищинского театра кукол "Огниво" Станислав Железкин, татарский композитор Резеда Ахиярова.

Всех участников фестиваля можно было увидеть вместе на ярком, почти карнавальном, шествии по случаю открытия. Они направлялись по улице Петербургской к театру кукол "Экият". Хмурые, спешащие на работу горожане, заметив процессию, с улыбкой останавливались и, конечно же, спешили запечатлеть необычную картину на смартфон.

Компания собралась веселая: Пиноккио, крокодил Гена, жираф, коза, "ожившие" скелеты и прочие сказочные персонажи. Возглавлял колонну символ фестиваля Шомбай - герой татарского фольклора, кто-то вроде Петрушки.

Собственно такая же пестрая и фестивальная афиша. В нее вошли и детские сказки вроде "Дюймовочки" и "Гусей-лебедей" и постановки под маркером 18+, например "Самозванец" по мотивам пушкинского "Бориса Годунова".

Чувашский государственный театр кукол (ЧГТК) приехал с семейным спектаклем "Спящая КАРсавица". Главная его героиня ворона - отсюда и "кар" в названии.

- Он идет совершенно без слов, в "черном кабинете" - есть такой прием у кукольников, рассказала директор ЧГТК Елизавета Абрамова. - Все происходит под световым лучом, актеров не видно. Причем каждой куклой управляет по два-три человека. Спектакль очень нравится и взрослым и детям.

А вообще, признается она, зрителей в театр ходит мало. Это направление искусства сейчас находится в кризисе.

- Но мы его переживем. Не в первый раз это происходит, - уверена Елизавета Абрамова -  Кукольники всегда настроены оптимистично.

Витебский театр "Лялька" привез взрослую постановку "Загубленная душа или наказание грешника". Как пояснил актер Олег Рихтер, это практически "Фауст" Гете только на белорусском языке и с местным колоритом. По его словам, в Беларуси кукольное театральное искусство находится на очень высоком уровне. Режиссеры Алексей Лелявский и Олег Жюгжда даже завоевывали со своими спектаклями премию "Золотая маска".

- А проблемы у нас, наверное, общие с российскими коллегами, - считает он. -  Как оторвать детей их от компьютеров и привести в зал? Если театр вынужден зарабатывать деньги, то он не может заниматься воспитанием. Он будет делать спектакли на потребу дня. Увы, сейчас произошел сдвиг в коммерцию, а про этику и эстетику забыли.  Для хороших детских постановок нужны государственные дотации.

По мнению театрального критика, член жюри фестиваля Нияза Игламова, причина кризиса - в дефиците кадров.

- Российские театры кукол испытывают дикую нехватку профессиональных режиссеров и художников, - сетует он. - На всю страну десять мастеров и около двадцати средних режиссеров. Остальных, если бы они работали в драматическом театре, выгнали бы за профнепригодность! Новые кадры не идут начала 90-х годов. В основном на кукольное направление попадают те, кто не прошел отбор на драматические курсы. Сегодня на всю Россию есть лишь два актуально пишущих кукольных драматурга в России - Михаил Супонин и Михаил Бартеньев. Это большая трагедия. Размываются границы кукольного искусства. Появилось много поденщиков, людей которые научились таскать кукол из угла в угол. И все они оккупировали детские сады и школы. Этим учреждениям дилетанты обходятся дешевле профессионалов. А эстетическая планка в результате падает.

Что касается татарского театра кукол "Экият", то, по мнению Нияза Игламова, здесь дела обстоят неплохо. Творческий импульс ему дал переезд в новое здание. Главный режиссер Ильдус Зиннуров возобновил несколько очень хороших постановок 1980-х годов. Это "Чулпан - звезда взойдет!", "Глаза змеи". Появились новые любопытные спектакли. Такие как "Коза и овца", "Ханума". И, как подчеркивает критик, это лишь первые шаги.