По мнению руководителя образовательных проектов компании National instruments Амира Убайдуллаева, вуз должен получать от предприятия заявку на проект.
- На западе университеты ведут не только образовательную деятельность, но и исследовательскую, - говорит он, - и получают заказы из индустрии. К этому же должна стремиться система образования и в России. Но чтобы реализовать такую модель, важно использовать одни и те же подходы на всех этапах, начиная с теории и лабораторных работ.
По его словам, студент должен решать реальную задачу в тесной интеграции с научно-исследовательской и конструкторской работой. Это возможно при условии, когда в процессе обучения студент имеет доступ к тем технологиям, которые реально используются и в промышленности. При этом нужны современные методики в обучении и лабораторная база. Необходимо и наличие сильного технологического партнера, который даст доступ к новым технологиям. В свою очередь, сами предприятия и отрасль в целом заинтересованы в рабочих и технических кадрах, которых не придется дополнительно готовить и переучивать.
К примеру, в самолетостроении, целевую подготовку инженеров для Объединенной авиастроительной корпорации ведут ведущие авиационно-технические вузы страны, 13 из которых имеют статус опорных для корпорации, где действуют шесть базовых кафедр, оснащенных современным оборудованием и лабораторными комплексами для обучения. В этом году количество абитуриентов, поступивших на профильные специальности по заявкам авиационных предприятий, значительно возросло. Если в 2015-м предприятия "запросили" 620 студентов, то теперь потребность возросла до 820. А с ведущим вузом авиационной тематики - МАИ - подписана программа сотрудничества, которая, в том числе, предусматривает запуск сетевых образовательных программ, проведение совместных научных и опытно-конструкторских работ, создание и оснащение лабораторий.
По словам ректора Южного федерального университета Марины Боровской, новым продуктом для вузов может стать не только подготовка студентов, но и проектных коллективов, которые способны самостоятельно работать.
- Самая главная проблема в том, что стандарты подготовки студентов немного оторваны от жизни, - отметил замдиректора инновационной компании Денис Шевченко. - Технологии развиваются быстрее, чем учебные пособия. Эту проблему вузы решают через систему стажировок, приглашение возможного работодателя на экзамены. Но при этом нет некой информационной площадки, где работодатель может отсмотреть вузы и студентов и начать их привлекать работать над конкретными проектами. Образовательные центры, которые сейчас создаются в Южном федеральном университете, являются как раз такой площадкой, где такое сотрудничество будет максимально эффективным.
Кроме того, серьезные предприятия самостоятельно начинают подготовку своих будущих сотрудников буквально со школьной скамьи. Так, к примеру, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) открывает авиационные классы, проводит олимпиады и конкурсы. Сегодня в профильных классах 19 школ, расположенных в шести регионах страны, учится более 650 перспективных школьников, которые, как считают в ОАК, в будущем смогут стать высококвалифицированными специалистами авиационной отрасли. В этом году на базе МДЦ "Артек" в Крыму впервые прошла профильная авиационная смена, где 50 школьников 8-10 классов из 15 регионов страны - победители олимпиад и конкурсов технического творчества - моделировали различные летательные аппараты, изучали этапы жизненного цикла самолета и авиационный маркетинг.
Более тесно корпорация работает со средними и высшими учебными заведениями, специализирующимися на авиационной тематике и смежных с ней отраслях, таких, как производство летательных аппаратов, технология машиностроения, авиационные приборы и комплексы, сварочное производство и других. Сотрудничество предусматривает организацию производственной и преддипломной практики студентов, обучающихся по целевому договору и их последующее трудоустройство.
ОАК участвует и в организации Всероссийской олимпиады профмастерства учащихся средних учебных заведений по специальности "Авиационная и ракетно-космическая техника" и открытого корпоративного чемпионата по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. А для того, чтобы подготовить национальную команду для участия в мировом Чемпионате WorldSkills-2019, который пройдет в Казани, создаются два межрегиональных центра компетенций в Ульяновске и Комсомольске-на-Амуре, оснащенные самым современным оборудованием для обучения и оттачивания профессионального мастерства.