Ученый: В российских самолетах реализуются идеи великого Бартини

Идеи авиаконструктора Роберта Бартини реализуются сегодня многими российскими авиационными конструкторскими бюро, считает директор Всероссийского НИИ авиационных материалов Евгений Каблов, представивший на "Гидроавиасалоне-2016" в Геленджике книгу "Роберт Бартини".

Она рассказывает о жизни и творчестве малоизвестного широкому читателю инженера, которого, тем не менее, считали своим учителем ведущие советские авиаконструкторы. Хотя по факту в воздух взлетели всего два самолета из 60 летательных аппаратов, сконструированных итальянцем, его решения применяются в мировом авиастроении до сих пор.

Самое известное из них - крыло для сверхзвуковых самолетов: идею в свое время признали абсурдной, а спустя десятилетия она была реализована в таких моделях, как Ту-144 и Су-27.

Не исключено, что какие-то идеи Бартини используются и при производстве космических аппаратов. В свое время он, как и Сергей Королев, работал в знаменитой "шарашке" Туполева, а отец советского ракетостроения не раз подчеркивал, что является учеником Бартини.

При этом жизнь итальянца была яркой и трагической. Будучи приверженцем коммунистической идеи, Бартини, когда к власти в Италии пришел Муссолини, вынужден был иммигрировать в Россию, где и занялся своими разработками. Вступая в ряды большевиков, он дал клятву, что сделает все, чтобы "красные самолеты летали быстрее черных". И доказывал это всей своей жизнью.

Его самолет "Сталь-6", летавший со скоростью 420 километров в час, стал настоящей сенсацией своего времени. Однако сам конструктор оказался в сталинских лагерях как "итальянский шпион", хотя таковым, разумеется, не был - признание у него выбили под пытками.

Вообще, Бартини крайне не везло с покровителями. Именно после ареста маршала Тухачевского, который пытался продвигать его самолеты, Бартини оказался в лагерях. А его послевоенные модели, когда конструктор уже работал на свободе, были задвинуты на задний план после того, как в опале оказался маршал Жуков, которому также понравились разработки Бартини.

Самую большую загадку итальянец оставил после смерти. В своем завещании он настаивал на том, чтобы запаянный контейнер, в который он упаковал свои неизвестные разработки, был вскрыт только в XXII веке. По мнению Евгения Каблова, скорее всего Бартини считал, что человечество просто еще не дозрело до его идей.