Сергей, скажите, этот кинематограф реально существует или это некий привычный реверанс мультикультурного сообщества в сторону регионов? Этническое кино, фильмы национальных регионов - судя по всему, даже киноведы еще нащупывают терминологию.
Сергей Анашкин: На сегодняшний момент можно сказать, что это кинематограф, широко известный в узких кругах, ведь при всем желании вы не найдете в российском прокате лент, снятых режиссерами из Татарстана, Якутии, Бурятии, Кабардино-Балкарии и Чечни. А там, как мы хотим показать на фестивале, сегодня снимают и неигровое кино, и короткометражки, и полнометражные мелодрамы, боевики и "ужастики". Картины завоевывают призы международных кинофестивалей… а дома, в России, мало кто даже названия их слышал. Наверное, пришло время открыть глаза и признать, что кино сегодня снимают не только в Москве. А пока, говоря о фильмах национальных регионов, даже мои коллеги-кинокритики порой проявляют полную "географическую" некомпетентность: когда якутский режиссер Татьяна Эверстова получила Гран-при фестиваля "Окно в Европу" в Выборге за свой дебютный фильм под названием "Его дочь", некоторые с удовлетворением отметили, что "оказывается, у нас и на Чукотке снимают отличное кино".
Кстати сказать, этот фильм участвует в конкурсной программе Уральского кинофестиваля. А в вашей внеконкурсной "Палитре" какие картины предложены вниманию зрителей?
Сергей Анашкин: Самые разные, порой снятые на стыке несочетаемых, казалось бы, жанров, например, фильм "Бог Дьесегей" режиссера Сергея Потапова - это хроникальная съемка национального праздника, но в ней участвуют два актера, которые общаются с людьми, и никто не играет в кадре, все просто живут, а сюжет фильма и вовсе мифологический. Фильм "Феррум" Прокопия Бурцева - это достаточно жесткий боевик с элементами мистики, который зрители в интернете уже назвали "безупречно красивым".
Наверное, вы не случайно начали разговор с картин, сделанных в Якутии. В последнее время говорят о некоей новой волне, о феномене якутского кино, постепенно выходящего на международный уровень. Вы согласны с этими определениями?
Сергей Анашкин: При том, что в других национальных регионах России кинопроизводство находится еще в зачаточном состоянии, в Якутии за последние годы сделаны десятки картин разных жанров. Самобытная творческая школа возникает буквально у нас на глазах. И есть все составляющие для того, чтобы эта новая волна состоялась: техническая база национальной кинокомпании "Сахафильма", получившие отличное образование режиссеры - Прокопий Ноговицын, Прокопий Бурцев, Никита Аржаков, Алексей Романов. Есть якутский Сахатеатр с прекрасной труппой. И снятые я Якутии картины вполне конкурентоспособны. Например, лента Бог Дьесегей" участвовала в кинофестивалях в Гонконге, Лос-Анджелесе, завоевала приз на фестивале "Движение" в Омске, только что получила приз за режиссуру на фестивале мусульманского кино в Казани. А самое главное - картины любимы и востребованы зрителем, как ни удивительно, но они окупаются, и в прокате зачастую обходят российские и американские блокбастеры!
В чем, на ваш взгляд, своеобразие якутского кино, его отличительные черты?
Сергей Анашкин: Главное, на мой взгляд, это неевропейский ментальный тип. Это приверженность родовым корням, одушевление всех элементов окружающего мира. Может быть, поэтому пейзаж в якутских фильмах не просто декорация, здесь человек не противопоставляется ландшафту, а как бы растворяется в природной среде. У здешних операторов зоркий и "умный" глаз, и визуальное решение становится одним из важнейших достоинств якутской киношколы. Особого разговора заслуживают якутские актёры. Они профессионалы, у них есть опыт учёбы в Москве, русская театральная школа, но в кадре якуты куда экономней славянских коллег. Играют почти по-японски - "нутром", избегая излишнего проявления эмоций. Таким, вероятно, был дедовский эталон публичного поведения.
А какие проблемы стоят на пути якутского кино и этнического кино в целом на пути к славе и к зрителю?
Сергей Анашкин: Бюджеты фильмов очень скромны. И скудость средств частенько заметна в кадре: авторам приходилось экономить на всём. Представьте себе, что фильм "Феррум" режиссер снял на двести пятьдесят тысяч - между прочим, рублей. А максимальный бюджет игровой полнометражки редко превышает два миллиона рублей. Алтайский режиссер Михаил Кулунаков (в программе представлен его фильм "Трико", единственная работа режиссера, сделанная при участии столичных продюсеров) свои картины и вовсе снимает, что называется, "за свой счет". Понятно, что фильму, сделанному "на коленке", трудно конкурировать с высокобюджетными картинами.
Есть и еще ряд факторов, ограничивающие выход якутского кино в широкий прокат. Подавляющее большинство фильмов озвучено на национальном языке, и хотя у каждого имеются русские субтитры, русскоязычный зритель часто игнорирует их. Я заметил к тому же, что у местных киношников нет больших амбиций, сняли картину, показали в республике, и все. Они до последнего времени не пытались продвигать свои фильмы, связываться с зарубежными фестивалями, искать меценатов. Понятно, что якутские фильмы ещё не дозрели до каннского конкурса, но в Европе, Азии, Америке есть десятки менее пафосных кинофорумов: фестивали дебютов, короткого метра, "поискового", "этнического" кино. Начинать нужно малого. И с грамотного менеджмента, который, как мне кажется, тоже начинает появляться. Так что у нас и в самом деле есть все основания ждать качественного скачка.