Выплаты по Европротоколу могут увеличить

26 сентября в медиацентре "Российской газеты" состоялся круглый стол на тему: "Глобальная реформа ОСАГО: что ждать от новаций", в котором приняли участие заместитель Министра финансов РФ Алексей Моисеев; начальник Департамента страхового рынка ЦБ РФ,  Игорь Жук; директор по методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Васильев; президент Ассоциации защиты страхователей, Николай Тюрников; юрист, редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов.

Министерство финансов совместно с Центральным банком подготовили для общественного обсуждения финальный вариант проекта поправок к закону об обязательном страховании гражданской ответственности, который ждет внесения в  нижнюю палату парламента. Начиная с 2013 года идет процесс реформирования рынка автогражданки в рамках утвержденной правительством концепции развития страхового рынка, которая предполагает либерализацию и в дальнейшем полный переход на рыночные механизмы для обязательных видов страхования, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев, обозначив три основные цели реформы. "Первое - это повышение защиты  граждан и улучшение качества покрытий, которые они получают за свои деньги, которые они тратят на полис ОСАГО. Второе - это либерализация рынка, внедрение все большего количества рыночных механизмов. Третье - это борьба с мошенничеством. Был введен тарифный коридор, был введен электронный полис, был введен целый ряд мер для борьбы с мошенниками. Также был введен целый комплекс мер, направленных на обеспечение защиты прав граждан в части  сроков реализации прав защиты граждан, когда происходит ДТП. Вы знаете, что был введен европротокол, эксперимент, который проработал у нас около полутора лет. И  результат его достаточно хороший. Тренды положительные", - заявил замминистра.

С тем, что тренды позитивные, согласен и президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. Среди важных изменений, которые дадут поправки, то, что страховые компании теперь будут отвечать  за качество ремонта. "То есть фактически все претензии, которые есть, за качество, за сроки ремонта автовладелец может адресовать в страховую компанию. С соответствующими возможностями защитить свои права, - пояснил Николай Тюрников. - Хорошо, что есть возможность права выбора станции технического обслуживания,  предоставление этого права автовладельцу. При этом важно, чтобы страховая компания с момент заключения договора страхования не могла изменить этот перечень. Потому что человек выбирает сегодня этого провайдера полиса ОСАГО, потому что он знает, что он может поехать на тот сервис или на другой". Президент Ассоциации защиты страхователей назвал "позитивной новеллой" и увеличение размера лимита по Европротоколу до 100 тысяч, добавив, что  надо двигаться к увеличению этой суммы до 400 тысяч.

"Важная новелла, что недобросовестные страховщики, которые получили право и возможность ремонтировать машины своих клиентов, будут его лишены, если накопят некое критическое количество жалоб, - считает Николай Тюрников. -  Потому что манипуляции, очевидно, и со станциями технического обслуживания, с качеством ремонта  и со сроками могут возникнуть на рынке". Негативным, по словам эксперта, может оказаться лишение страхователя права выбирать деньги и ремонт.

Директор по методологии страхования РСА Евгений Васильев, наоборот, поспорил с изменениями в части увеличения лимита выплат по европротоколу. "Действительно, за последнее время произошел значительный скачок количества ДТП, которые оформляются по европротоколу, - констатировал Евгений Васильев. - В последнее время средний российский показатель составляет 29 процентов. При этом, например, есть у нас такие города, как Волгоград, где проникновение европротокола значительно выше и составляет 67,1 процента.  И это все приводит к тому, что если в целом в России частота наступления страховых случаев по ОСАГО составляет 5,8 процента, то в Волгограде эта частота  9,7 процента. Очевидно, что использование европротокола приводит к повышению мошенничества. Поэтому, конечно, хотелось бы попросить  без дополнительного расчета по этой части сейчас не повышать лимит с 50 до 100 тысяч".

Что касается выбора станций технического обслуживания, предусмотренного для страхователя законопроектом, то и здесь у РСА есть свои замечания. "Страховщики имеют достаточно большой поток потерпевших. Работая с определенным количеством станций технического обслуживания, безусловно, знают загрузку  на каждой станции. И они более оперативно могут  предлагать станцию, которая в конкретный момент времени может отремонтировать транспортное средство за наиболее короткий срок.  Так сейчас работает в добровольном страховании КАСКО, и мы предполагали, что тот позитивный опыт, который уже страховщиками накоплен в добровольном страховании, можно было бы перенести и в ОСАГО", - предложил Евгений Васильев.

По словам начальника Департамента страхового рынка ЦБ РФ,  Игоря Жука,  жалобы, которые приходят в Банк России, связаны с возмещениями по недоплате и по нарушению сроков выплат. При этом Игорь Жук не согласен, что рост проникновения европротокола напрямую влияет на мошенничество.  "Да, действительно, у нас растет проникновение европротокола. Но сказать так, что европротокол при повышении (лимита выплат) -  это рост мошенничества, тоже, наверное, нельзя.  Да,  назван был регион, где у нас есть проблема, связанная с ростом мошенничества. И эта частотность явно  связана с недостаточной вовлеченностью, в том числе и тех, кто борется с мошенничеством. У Банка России есть одна задача  - это проведение мониторинга ситуации в целом по территории России и выявление  регионов проблемных.  Я хотел бы специально сказать, что у нас существует некий алгоритм, где мы смотрим на постоянной основе, что в каждом регионе происходит".

Редактор журнала "За рулем" Сергей Смирнов рассказал, что анализ обращений читателей журнала из  всех регионов позволяет делать вывод о том, что большинство не знают, как поступать в той или иной ситуации, например, когда вдруг вместе с полисом ОСАГО продают какой-то еще продукт.  "Автовладельцы должны написать жалобу в Центральный Банк, как регулятору для того, чтобы такого страховщика привлекли к ответственности", - прояснил вопрос Сергей Смирнов. Что касается общественного обсуждения поправок к закону об ОСАГО, то, по словам редактора журнала "За рулем",  анализ обращений читателей говорит о том, что уже сейчас большинство готовы выбирать именно ремонт авто, а не деньги при наступлении страхового случая. "Задача сделать так, чтобы  автомобиль был восстановлен быстро и качественно.  Те автомобили, у которых есть полис КАСКО, выбирают в большинстве случаев направление на станцию техобслуживания.  Очень мало берут деньги, - констатировал юрист . - Но в отдаленных регионах, где автопарк уже достаточно серьезно начал меняться, и большое количество хороших автомобилей, есть опасение, что должным образом качественных сервисов не будет.  Это первое, что волнует читателей".