Владимирский государственный университет (ВлГУ) начал обучать заочников по новому профилю - "электромеханика". Учебный план формировался при активном содействии специалистов крупного концерна, выпускающего энергоэффективные электрические машины и электроприводы.
- Перед нами была поставлена цель адаптировать базовый учебный план под задачи компании, - рассказывает начальник лаборатории предприятия кандидат технических наук Роман Родионов. - Был изменен ряд дисциплин - одни исключены, другие введены. Новые учитывают особенности продукции концерна - методы ее проектирования и конструирования.
Пока в региональном министерстве образования рассматривается заявка на 20 дополнительных бюджетных мест, промышленники намерены взять часть расходов на обучение студентов на себя. Представители концерна будут принимать участие в конкурсном отборе абитуриентов. И те из них, кто продемонстрирует достойный уровень базовых знаний и высокий потенциал, получат возможность учиться бесплатно за счет концерна, а также гарантию последующего трудоустройства на предприятиях компании.
Концерн обещает помогать учебному процессу своими преподавательскими и научными кадрами. Одно из направлений подготовки - внедренческое. Темы курсовых работ, рефератов, дипломов будут увязаны с обязательным требованием воплощения в жизнь на производстве.
- Практика давно доказала: если бизнес базируется на инжиниринге и производстве, то более эффективным является менеджмент с профильным техническим образованием, - отмечает директор концерна по развитию персонала Михаил Шипулин. - Электротехническая отрасль в регионе находится на подъеме, и ей требуются не просто "технари", а узкие специалисты. А Владимирский университет традиционно готовил кадры для автопрома и тракторной промышленности…
Преодолевать этот разрыв промышленникам и вузу пришлось совместно.
- Существующее законодательство дает полную свободу в подготовке кадров, - поясняет проректор ВлГУ Алексей Панфилов. - Сейчас в учебном плане федеральный стандарт регламентирует лишь несколько дисциплин. Любую специфику можно учесть. Когда приходит промышленник и говорит: ваши выпускники хорошие, но не хватает вот этого и вот этого, нужно сесть за один стол и договориться. Два года назад форма общения была с их стороны императивной - дайте того, дайте другого. Сейчас появилось взаимопонимание: есть проблема - нужно собраться и обсудить.
Лед тронулся в начале прошлого года, когда директор электромоторного завода Алексей Русаковский стал инициатором совещания на базе университета. Рассказал о своих кадровых проблемах. И сразу возникла идея, как ее решить: создать тандем кафедр - выпускающей и базовой на предприятии, где есть современное оборудование, которого нет в вузе. Так появился взаимный интерес.
В этом году оборонный Ковровский завод имени Дегтярева отметил свое столетие, а чуть раньше исполнилось полвека заводскому Центру профессионального обучения. Не секрет, что в 1990-е такие отделы повсеместно закрывались. Почему же для дегтяревцев он не стал балластом в эпоху рыночных отношений? И как он работает сегодня?
В задачи центра входит не только профессиональное обучение, но и развитие персонала, аттестация, оценка, работа с молодежью…
- У нас многопрофильное производство, и не каждой рабочей профессии можно научить на стороне даже в теории, не говоря о практике. Подготовленных рабочих нет нигде. Их нигде не готовят, - поясняет директор центра Ирина Шипулина. - Помогло пережить трудные времена и то, что на самом пике безработицы вошли в программу опережающего обучения. По направлениям центра занятости постоянно обучали на своей базе на токарей, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ. А 99 процентов выпускников курсов трудоустраивались у нас.
Ежегодно профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации проходят около четырех тысяч человек - каждый третий работник. А ежедневно в учебном центре завода обучаются около 250 человек. С новичками заключается договор на подготовку по рабочей профессии. По нему выплачивается заводская стипендия - наряду со стипендией центра занятости.
- Конечно, можно получить рабочую профессию в колледже, - считает Ирина Шипулина. - Но там теория, а мы даем больше практики. У нас студент обучается теории три месяца, а затем идет к станку в то структурное подразделение, в котором будет работать.
Подбор "белых воротничков" тоже ведется системно. Помогает анализ потребности в кадрах. Например, производству № 9 были нужны технологи. Чтобы стать здесь полноценным специалистом, выпускнику вуза необходимо несколько лет практики. Подобрали второкурсников с факультета "технология машиностроения" из Ковровской технической академии (КГТА), трудоустроили и назначили им именную стипендию. Закрепили за студентами наставника, который работал с ними по индивидуальной программе. В итоге, получив диплом о высшем образовании, они спокойно вошли в сложное производство. И этот опыт стали распространять и на других производствах предприятия.
На заводе действуют четыре филиала выпускающих кафедр технологической академии. Начали сотрудничать с кафедрой металлургии ВлГУ. Совместно была разработана учебная программа по металлургическому производству. По ней заводские специалисты прошли двухгодичное обучение в магистратуре и защитили дипломные работы на своих изделиях. Аналогичная работа была проведена с радиотехниками.
"Узких" технических специальностей в КГТА нет, поэтому приходится брать инициативу в свои руки. Сейчас академия взяла 11 человек из кадрового резерва предприятия - учить на магистров по специальности "технология машиностроения". На базовой кафедре создан дополнительный модуль для магистров с предприятия. Так выстраивается система доучивания специалистов.
На электромеханическом заводе в Коврове при поддержке минпромторга РФ открыт региональный Центр подготовки и переподготовки профессиональных кадров. В нем обучались и продолжают учиться специалисты из Москвы, Подмосковья, Владимирской области, Крыма. Компании, входящие в холдинг "Высокоточные комплексы", участвуют в масштабном проекте "Внедрение элементов бережливого производства". Учебный участок завода наиболее близок к "эталону бережливого производства".
С него все и начиналось. Когда здесь было закуплено высокоточное дорогостоящее оборудование, встал вопрос, кто будет его обслуживать. Высококвалифицированных рабочих, умеющих работать на токарных и фрезерных станках с ЧПУ, не было.
- Открыли участок, где обучали по 100 человек в год, - рассказывает директор центра Злата Кокошкина. - Под него было выделено место на основном производстве. За учениками закрепили опытных наставников. Раньше, откровенно говоря, наставники не раскрывали ученикам все свои секреты и обучали хорошо только родственников и знакомых. Зачем растить себе конкурента? Сейчас стремятся научить как можно лучше и стоят за них горой - тот не займет его место.
Всего здесь 30 наставников, у большинства высшее образование, некоторые окончили аспирантуру. Программа, в зависимости от специальности, рассчитана на срок от двух до шести месяцев. Далее - квалификационная комиссия, получение разряда и переход на основное производство.
Кадровые проблемы помогает решать и "работа на опережение". Собирают заявки с подразделений - кому в перспективе какие специалисты нужны. Так справились с острым дефицитом инженеров-технологов - самой востребованной на заводе профессии.
- Организовываем курсы повышения, тренинги, семинары, отправляем на стажировку на другие предприятия, занимаемся подбором и обучением будущих специалистов, - подчеркивает директор Владимирского электромоторного завода Алексей Русаковский. - Много ковровских ребят учатся в престижных вузах страны по целевым направлениям. Предприятие платит им дополнительную стипендию, обеспечивает практику, устраивает на работу. Анализируем свои потребности на перспективу. Заказываем целевые места в министерстве образования. Мы поняли: если нам нужны действительно хорошие специалисты, мы должны их растить самостоятельно.