- Мы видим общую тенденцию поставщиков европейской упаковки. Они перенесли производства в Россию и теперь выбирают регионы для интеграции новых заводов. Например, накануне швейцарская компания открыла дополнительные мощности в Самаре для производства сока. Ожидается, что упаковщики развернуться в средней полосе России и будут упаковывать молочную продукцию на месте, рядом с фермами. Для северных же производителей пока большую часть упаковки производит Петербург. И мы считаем, что производить упаковку в Заполярье будет невыгодно, - поделился своим мнением главный инженер мурманского молочного завода Игорь Анохин.
В производстве почти всех видов упаковки лидирует Центральный федеральный округ. Причиной преобладания центра в этой сфере бизнеса является близость к основным потребителям упаковки - производителям-гигантам. Это парфюмерные компании, заводы по производству пива и во-дочной продукции, кондитерские фабрики.
- Развивается крупное производство, развивается и упаковка - это четкая взаимосвязь, - отметила руководительница компании по продаже упаковки в Мурманском регионе.
На настоящий момент в Заполярье 287 производителей сельскохозяйственной продукции, 411 - рыбной, 263 производства пищевых продуктов, напитков и табака. Например, рыбообработчики выпускают в портовом городе больше тысячи штук рыбных пресервов и порядка 11,7 тысячи штук консервов в год.
Упаковку для большей части мурманской продукции везут издалека. Минимальное расстояние для транспортировки - 1 400 километров. Каждый год в мурманском регионе появляется как минимум один иногородний дистрибьютор или посредник-перекупщик.
В то время как в самом регионе из полиэтиленовой упаковки производят только пакеты: фасовочные и "майки".
От неразвитости отрасли страдают, в частности, переработчики мяса. В области не изготавливают полимерную оболочку для колбасы. А кондитерам, например, не хватает коробок и упаковок для пирожных премиум-класса.
- Компаниям приходится пользоваться услугами поставщиков. Спрос на привозную упаковку объясняется и тем, что не у всех местных производителей уровень качества соответствует стандартам. А пластиковой упаковки у нас нет в регионе вовсе. Мы работаем под заказ и все упаковываем в привозные контейнеры и бумагу, - отметила руководитель кондитерского дома Елена Бурченкова.
О плюсах регионального производства упаковочных материалов говорит простая арифметика. Использование привозной упаковки увеличивает стоимость продукта. Цифры зависят от качества товара.
- Для кафе премиум-класса мы привозили коробочки под пирожное, себестоимость которого составляет 30 рублей, стоимостью в 20 рублей, - привела пример директор оптово-розничного предприятия Татьяна Вешнякова.
- Предположим, что стандартный молочный напиток на прилавке стоит 50 рублей и разлит в привозной "Тетра Пак", тогда 10 из 50 рублей - это стоимость упаковки. Еще два рубля за крышечку для кефира или ряженки, - поделился информацией представитель крупного молочного хозяйства Эдуард Филипов. - Местная упаковка в этой же сумме составила бы менее трех рублей. В первую очередь транспортные расходы сводятся к минимуму. Но для производства своей тары необходимо разрабатывать от-дельный инвестпроект. В это необходимо вкладывать деньги.
В пользу местной упаковки говорит и оперативность.
- Например, сеть супермаркетов меняет цвет пакетов или надписи на них. Тогда клиенты предпочитают работать с местными производителями, поскольку необходимы частые контакты между сторонами по дизайну, изготовлению, оценке пробного тиража. Территориальная отдаленность усложняет взаимоотношения, - поделилась своим мнением маркетолог мурманской торговой сети Татьяна Бурдина.
Кроме того, региональным предприятиям требуются, как правило, небольшие тиражи - по 100-150 тысяч экземпляров, что почти в пять раз меньше минимальных партий, за поставки которых берутся в Санкт-Петербурге.
Однако спрос региональных пищевых предприятий на некоторые виды упаковки нестабильный. Выяснилось, что на Севере он имеет сезонность. Так, в летние месяцы производственные мощности снижаются настолько, что компании, которые пытались отладить в регионе "полиэтиленовый бизнес", были вынуждены развивать другие сегменты на рынке, не относящиеся к упаковке.
- Для малого и даже среднего бизнеса держать собственное подразделение по изготовлению упаковки всегда будет нерентабельно. Поэтому мы привозили упаковку по запросу предприятий. Цена у нас не была намного выше, чем у заводов, так как мы работаем от объемов. Но в последние годы, когда в Мурманск пришли федеральные сети, которые не дают много полок под местные продукты, потребность в упаковке снизилась. Они привозят ее сами. Чем меньше местных магазинов, тем меньше мы продаем упаковки под фасовку товара. Именно такая упаковка была на первом месте по продажам. На втором месте - полуфабрикаты, которые летом в Заполярье не в ходу. На третьем - колбасные цеха, которых осталось всего два. Яйцо в регионе перестали выпускать, поэтому этот сегмент вообще выпал. Так же как и молочные продукты, производители которых давно работают с заводами в Санкт-Петербурге. Вот такая сложилась ситуация. Конечно, упаковочный бизнес нам пришлось свернуть, - поделилась опытом директор оптово-розничного предприятия Татьяна Вешнякова.
Одна из мурманских особенностей заключается в том, что город стоит буквально на краю континента, и здесь предприниматели колебания спроса переживают крайне болезненно, ведь больше продавать некому. Также коммерсанты ссылаются на отсутствие сырья, дорогостоящее оборудование и низкие объемы выпускаемой в регионе пищевой продукции, а также на ограничения: если производитель сельскохозяйственной продукции является госпредприятием, он обязан купить упаковку через аукцион.