Поделиться

    На "Атоммаше" реализуют планы "Росатома" в ветроэнергетике

    Атомное машиностроение, пожалуй, одна из немногих отраслей в России, которая даже в такие непростые экономические времена демонстрирует активный рост. Более того, наша страна остается одним из ведущих игроков на этом высокотехнологичном рынке. О том, какие изменения происходят в отрасли и каких экономических побед ждать сейчас и в будущем, мы говорим с генеральным директором АО "АЭМ-технологии" Игорем Котовым (компания входит в машиностроительный дивизион госкорпорации "Росатом" "Атомэнергомаш" и является одним из ведущих предприятий в мире в области энергетического машиностроения).

    - Игорь Владимирович, "Росатому" удалось весьма быстро, за несколько лет, восстановить на "Атоммаше" производство оборудования для атомных электростанций. Какие перспективы открываются теперь перед компанией?

    Игорь Котов: Сегодня компания "АЭМ-технологии" на своих мощностях в Волгодонске и Петрозаводске выпускает уже всю линейку оборудования для ядерных паропроизводящих установок. Это и реактор с внутрикорпусными устройствами, и парогенераторы, и главный циркуляционный трубопровод с насосами, и системы активной и пассивной защиты, и так далее.

    В прошлом году "Атоммаш" впервые стал выпускать парогенераторы в сборе. В конце года отгрузили Ростовской АЭС первый комплект парогенераторов, полностью собранных в нашем волгодонском филиале.

    Скажу, что эти изделия в чем-то даже более сложные, чем корпус реактора. И требования к их качеству очень строги. Только представьте, 11 тысяч труб змеевиков должны быть завальцованы и приварены к коллекторам теплоносителя - это 22 тысячи соединений. После четырех видов испытаний - вакуумных, гидравлических, гелиевых и вихретоковых - допускается наличие максимум десяти небольших отклонений в этих соединениях. Для организации этого производства мы закупили современное автоматизированное сварочное оборудование, а также соорудили испытательные стенды. Совершенно точно могу сказать, что волгодонский филиал, завод "Атоммаш", является единственным российским предприятием, способным изготавливать парогенераторы в сборе.

    И мы готовы наладить серийное производство этих сложных изделий. Мощности предприятия позволяют выпускать ежегодно по четыре комплекта такого оборудования.

    - Какова стратегия развития компании на ближайшие два-три десятилетия? Какие задачи стоят непосредственно перед волгодонским филиалом "АЭМ-технологии"?

    Игорь Котов: Генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко сформулировал три стратегические задачи отрасли. Это увеличение портфеля экспортных контрактов, снижение себестоимости и сроков изготовления оборудования, а также создание новых продуктов и услуг. Все эти задачи мы стараемся решать.

    В условиях девальвации отечественной валюты экспортные заказы приобретают особую важность. "АЭМ-технологии" закончили 2015 год с самым большим экспортным портфелем в машиностроительном дивизионе "Росатома". Большая часть контрактов была получена в результате реализации тех проектов, которые осуществляет "Росатом" за рубежом.

    Наша задача - научиться самим получать экспортные заказы, выходя на зарубежные рынки и успешно конкурируя с западными производителями. К примеру, сейчас активно работаем на европейском рынке, ведем переговоры с несколькими компаниями на предмет поставок различного сменяемого оборудования для ремонта АЭС. В сложившейся экономической конъюнктуре цены на производимое нами оборудование стали привлекательными для европейского заказчика. Нам осталось подтвердить, что качество нашего оборудования отвечает европейским требованиям. И тогда перед нами могут открыться очень серьезные перспективы на этом рынке.

    Европейский рынок - крайне сложный, и мы будем осваивать его постепенно. При этом рынок Казахстана, например, - абсолютная сфера наших интересов. Там много предприятий, связанных с газнефтехимией, которым нужно технологическое оборудование. И мы обязательно должны там работать. Кстати, в нашей компании уже началась подготовка специалистов-международников.

    Что касается себестоимости и сокращения сроков производственных процессов, то это одна из наших главных стратегических задач. Как я сказал выше, производство некоторых видов оборудования пришлось осваивать вновь, поэтому на начальных этапах у нас были сложности. Себестоимость продукции была относительно высокой, иногда производство вообще оказывалось убыточным, было непросто соблюдать сроки и так далее. Сейчас мы повысили качество. И научились делать все это в два раза быстрее. К примеру, работа над оборудованием реакторной установки для второго блока Белорусской станции идет даже с некоторым опережением. И при этом видим, что есть возможности для дальнейшей оптимизации.

    Параллельно осваиваем и производство новых продуктов. Например, арматуры для трубопроводов высокого давления. Их используют не только в атомной энергетике, но и, например, для транспортировки углеводородов. На днях завершилось лицензирование полной линейки клиновых задвижек - это целиком наша собственная разработка. Активно сотрудничаем с крупнейшими нефтегазовыми компаниями страны по лицензированию наших задвижек для магистральных нефте- и газопроводов. В будущем намерены наладить производство осесимметричных клапанов для регулирования потока среды в трубопроводах и пневмоприводов к ним. Этот инвестпроект оценивается в 170 миллионов рублей, он уже был поддержан фондом развития промышленности. Буквально в конце августа Фонд одобрил льготный заем на 85 миллионов рублей.

    - То есть загрузка "Атоммаша" в настоящий момент оптимальна?

    Игорь Котов: Сейчас мы заканчиваем производство оборудования для второго энергоблока Белорусской АЭС, и начнется контрольная сборка корпуса реактора с внутрикорпусными устройствами. Это фактически финальная операция перед отгрузкой заказчику. Начинаем запуск производства оборудования для индийской АЭС "Куданкулам", в цеха поступили первые заготовки. До конца года ожидаем пуск проекта Курской станции с реактором нового поколения ВВЭР-ТОИ. Мы также ведем подготовку к запуску финской АЭС "Ханхикиви". Кроме этого в производстве сейчас находятся два реактора и две крупные колонны для российских нефтеперерабатывающих компаний.

    Еще одно важное для нас направление - изготовление крупных металлоконструкций. В текущем году мы должны закончить изготовление трех комплектов для больших портальных кранов. Уже есть контракты на производство 1 250 тонн этих изделий.

    И даже учитывая все эти проекты, "Атоммаш" может сегодня делать больше. Мы размещаем новые производства в пока еще незадействованных корпусах. В одном из таких корпусов разместится компания "Атомтрубопроводмонтаж", которая тоже входит в машиностроительный дивизион госкорпорации. Есть планы выпускать здесь оборудования для ветроэнергетических установок. Впоследствии мы сможем сами собирать такие установки. У "Росатома" серьезные планы по развитию ветряной энергетики, и "Атоммаш" может стать базовой площадкой для реализации этих планов.

    - На прошлой неделе ваш завод посетил Сергей Кириенко и губернатор Ростовской области Василий Голубев. В ходе визита обсуждался вопрос о создании на базе "Атоммаша" индустриального парка с налоговыми льготами, которые для его резидентов предоставляет регион. Расскажите об этом. Это новая веха в жизни компании?

    Игорь Котов: Губернатор поддержал эту идею, и мы надеемся, что в ближайшее время между правительством Ростовской области и государственной корпорацией "Росатом" будет подписан соответствующий меморандум. В каком-то смысле это исторический момент. В этом году как раз исполняется 40 лет с момента ввода в эксплуатацию первого производственного корпуса "Атоммаш". Вы знаете, у завода удивительная судьба. Задуманный на пике развития атомной энергетики в нашей стране "Атоммаш" должен был стать крупнейшей в мире фабрикой по производству оборудования для атомных станций. Поточное выстраивание производственных линий, новаторские принципы заводской архитектуры, самое современное на тот момент уникальное оборудование - все это делало "Атоммаш" безусловным лидером.

    Завод начал набирать ход, почти вышел на проектные мощности, но чернобыльская трагедия остановила этот "локомотив", а последующий распад государства вообще поставил под вопрос само существование предприятия. Но завод выжил. Его не дали растаскать, руководство сумело найти работу, чтобы сохранить костяк коллектива даже в самые сложные времена. Появились руководители, которые понимали стратегическое значение предприятия для страны. "Атоммаш" пережил тяжелейшие годы отсутствия заказов на оборудование АЭС и сохранил колоссальный потенциал.

    Сегодня он стал частью машиностроительного дивизиона государственной корпорации "Росатом". Снова кипит работа. И есть уверенность, что ее хватит на многие годы. Поэтому в данный момент мы стараемся не столько подводить итоги, сколько думать категориями будущего. Я уверен, что оно будет успешным.

    Поделиться