Завершился Первый Уральский открытый фестиваль российского кино
Говорят, у нас слишком много кинофестивалей, вот только кино до зрителя, несмотря на это, не доходит. А здесь, на Первом Уральском кинофестивале российского кино, наконец-то дошло. В доказательство тому - полные залы, набитые публикой под завязку, где сидели и стояли даже в проходах утром и вечером. В доказательство - немного цифр.
93 фильма в 8 городах на 16 площадках посмотрели 32 тысячи зрителей - и это только по билетам. По словам организаторов, 28 тысяч зрителей при этом проникли в залы без билетов.
Честь вручить самый первый приз Первого Уралкинофеста выпала "Российской газете". Специальную награду, учрежденную "РГ" для киносмотра, картине "Его дочь" якутского режиссера Татьяны Эверстовой вручили кинокритик Валерий Кичин и замредактора отдела "Культура" Анастасия Скорондаева. Ослепительно красивый автобайопик, созерцательный рассказ о жизни маленькой девочки в якутских степях в эпоху правления Брежнева, стал, пожалуй, одним из главных открытий фестиваля. Он также взял приз за лучший дебют.
После этого объявили победителя в категории "Приз зрительских симпатий". Им стал фильм "Частное пионерское-2" режиссера Александра Карпиловского. Вручая приз, министр культуры Свердловской области Павел Креков честно признался, что сомневался - придут ли зрители. Как выяснилось, опасения были абсолютно напрасны.
Затем наконец стали выдаваться награды, присужденные жюри, которое возглавлял Владимир Меньшов. Кроме него в команду вошли Алексей Федорченко, Елена Дюффорт и Елена Стишова.
Наибольшее число наград - Гран-при, приз Гильдии кинокритиков и приз за лучшую операторскую работу - взял фильм "Коробка", снятая в клиповой манере сказка о проблеме межнациональных отношений в отдельно взятом дворе и ее решении посредством проведения футбольного турнира. Создатели, режиссер Эдуард Бордуков и продюсер Михаил Дегтярь не без гордости заявили, что, хотя кино это задумывалось как зрительское, оно победило на всех фестивалях, в которых участвовало. А в прокате провалилось. Что для зрительского кино, видимо, не беда. По поводу операторского трофея Бордуков отметил, что Павел Емелин его полностью заслужил, так как за время съемок, в числе прочего, похудел на 15 килограммов.
Лучшим режиссером признан Михаил Местецкий, автор "Тряпичного союза". До церемонии он, как и многие другие лауреаты, не дотерпел, улетев по делам. Лучшую женскую роль, по мнению жюри, исполнила Нанули Сараджишвили из доброй, но не дотягивающей, конечно, до уровня Данелии комедии о грузино-осетинской дружбе "Тэли и Толи". Лучшая мужская роль - Алексей Гуськов в фильме "Находка", который поблагодарил публику, прислав видеообращение. С выбором спорить трудно, но о присутствии в конкурсе Сергея Безрукова и картины его жены "После тебя" члены уважаемого жюри, кажется, забыли. Хотя именно в этой номинации рассчитывать на статуэтку у Безрукова были основания.
Специальный приз жюри достался работе Владимира Хотиненко в формате ток-шоу "Наследники" - с формулировкой: "За инновационное художественное решение актуальной политической темы".
Зрительские симпатии - а в числе зрителей было немало пожилых людей - ожидаемо оказались на стороне детской картины режиссера Александра Карпиловского о светлой и солнечной стороне советского прошлого "Частное пионерское-2".
Также Гильдия кинокритиков настолько прониклась любовью ко всем представленным в конкурсной программе фильмам, что одним своим "Белым слоном" не ограничилась, раздав еще два диплома. Первый - тому же "Частному пионерскому-2". Второй - "Побегу из Москвабада" Дарьи Полторацкой.
Директор фестиваля Владимир Макеранец закрыл фестиваль на очень радостной ноте: решение о Втором Уральском открытом фестивале российского кино уже принято. Ему - быть.
Владимир Меньшов, председатель жюри:
Во-первых, хотелось бы отметить организаторов и, в частности, инициативу Валерия Кичина в создании этого фестиваля. Эта умная и четкая инициатива, которая, возможно, приведет к рождению серьезного фестиваля в нашей стране. Судить по первому фестивалю сложно. Я бывал на многих киносмотрах, некоторые из них задерживаются, некоторые - сходят на нет.
В Екатеринбурге я был несколько лет назад председателем жюри фестиваля документального кино - он был умный и хорошо организованный. Видимо, здесь культурная почва очень хорошо взрыхлена. И я уверен - это деревце - Первый Уральский открытый фестиваль российского кино - примется. Когда я бываю здесь, всегда хожу в "Коляда-театр", в театр драмы, вот никак не могу попасть в Театр музыкальной комедии, говорят, он очень сильный. Здесь образовывается вторая культурная столица, после Питера. Я надеюсь что Первый уральский открытый фестиваль российского кино укоренится здесь и даст хорошие плоды. Но надо посмотреть лет пять на его развитие.