Их продажи продолжают расти. Однако покупатели, по свидетельству специалистов, часто приобретают "кота в мешке" - машины, прошедшие интенсивные процедуры "омоложения", что обнаруживается лишь спустя какое-то время после покупки.
Национальная электронная база поможет решить эту проблему. Она позволит отслеживать всю "родословную" попадающих в систему транспортных средств, а заодно, как надеются ее создатели, увеличит процент продаж машин через официальные дилерские центры.
О том, как продвигается создание электронной базы и что сейчас происходит на отечественном авторынке, "Российской газете" рассказал глава Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимир Моженков.
В какой стадии сейчас создание электронной базы?
Владимир Моженков: Платформа уже создана. Она тестируется. Подключены ведущие дилерские группы, которые в тестовом режиме уже работают с базой. Планируем, что для автолюбителей и всех участников автомобильного рынка она станет доступна в начале следующего года.
Свой интерес к проекту высказали автостраховщики. Большинство автопроизводителей также идею создания электронной базы поддерживают. Мы нашли поддержку у госструктур.
Предполагается, что в базе можно будет посмотреть, когда машина была произведена или доставлена через таможенный пост в Россию, сколько было владельцев, сколько раз она проходила техобслуживание, какие были гарантийные ремонты.
Кроме того, будут сведения, застрахован ли автомобиль, и если да, то были ли страховые случаи, была ли машина в залоге.
И можно будет выяснить, скрутил ли продавец спидометр?
Владимир Моженков: Конечно. Если какой-то недобросовестный продавец скрутит спидометр, то можно будет зайти в базу, посмотреть пробег, который был при последнем техобслуживании, потом сравнить с данными на спидометре . И уже имея на руках всю картинку, принимать решение о покупке автомобиля и обсуждать его стоимость.
Наверное, все не так просто? И с первого дня работы базы чуда не произойдет, стихийный рынок не сдаст свои позиции?
Владимир Моженков: Мы и не ждем мгновенных результатов. В США подобный проект развивался 15 лет, прежде чем вышел на более или менее нормальный уровень. И мы не можем все 42 миллиона автомобилей, которые сейчас есть в нашей стране, сразу вбить в электронную систему.
Сначала туда попадут "свежие" автомобили, которые только выставляются на продажу, и те, которые приезжают на сервис.
В перспективе наша цель сделать так, чтобы в электронную базу попали примерно 30 процентов всех машин с пробегом. Больше не получится: как продавали из рук в руки, так и будут продавать. Как покупали на доверии, так и будут покупать.
Сколько будет стоить доступ к системе для потребителей?
Владимир Моженков: Этот вопрос пока обсуждается, но, думаю, стоимость будет от 500 рублей до двух тысяч. Это не слишком большая сумма за возможность приобрести "чистый" автомобиль.
Каким образом будет обеспечиваться достоверность информации? Ведь скручиванием спидометров занимаются и официальные дилеры.
Владимир Моженков: Будут действовать специальные штрафные санкции. Если вдруг выяснится, что дилер, подключившийся к базе, продал автомобиль, а покупатель потом нашел какое-то несоответствие, продавец будет обязан выкупить машину обратно по той же стоимости, по которой ее продал.
Приведу пример, как это будет действовать: допустим, купил человек автомобиль за один миллион рублей. Месяц - два - три покатался, потом приехал на кузовной ремонт, и там выяснилось, что у машины был "перевертыш", хотя при продаже об этом его никто не предупредил. В этом случае продавец обязан будет выкупить у него машину обратно. Причем без всяких поправок на то, что покупатель отъездил на ней несколько месяцев и, следовательно, без дисконта.
Скручивание километража легко обнаружить?
Владимир Моженков: С каждой моделью все труднее и труднее. Обнаружить можно: по состоянию коробки передач, масла, кузовного покрытия... Но насколько там скрутили: на пять тысяч километров или на 50, установить можно только через экспертизу - обычный "дядя Вася-механик" с этой задачей не справится.
Вы предлагали бороться с проблемой скручивания спидометров на законодательном уровне. Что сейчас с этой инициативой?
Владимир Моженков: Надеемся, новый состав Госдумы займется ее рассмотрением, когда приступит к работе.
Вообще, несоответствие реального состояния автомобилей тому, что написано в документах, это одна из основных причин такого большого количества аварий на наших дорогах. Это подтверждают и в ГИБДД.
Допустим, у меня на спидометре 60 тысяч километров, и я делаю техобслуживание, регламент которого соответствует этому пробегу. А на самом деле эта машина уже 180 тысяч километров прошла - нужны другие регламентные работы. А их нет. Это во многих случаях может приводить к серьезным авариям.
Какие еще схемы используют недобросовестные продавцы для обмана покупателей?
Владимир Моженков: Случается, что продают одну и ту же машину два-три раза. Покупателям говорят, что импортер задерживает паспорт транспортного средства и вместо официального документа выдают ксерокопию. Берут предоплату и исчезают...
За последние 15 лет автомобильный рынок в России заметно цивилизовался, количество мошеннических схем уменьшилось. Но автолюбителям рекомендовал бы в любом случае быть внимательными.
Как кризис переживают добросовестные автодилеры?
Владимир Моженков: По нашим экспертным оценкам, на сегодняшний день около 700 компаний в России с рынка уже ушли. И этот процесс, к сожалению, продолжает набирать обороты. Покупательская способность по-прежнему очень низкая, рынок падает месяц за месяцем - дна пока не видно. И это несмотря на то, что есть такая огромная государственная поддержка. Благодаря трем госпрограммам на сегодняшний день продано почти 400 тысяч автомобилей. Если бы господдержки не было, рынок упал бы еще больше.