Глава российского представительства англо-голландского нефтегазового концерна Royal Dutch Shell Оливье Лазар на конференции "Нефть и газ Сахалина" дал совет нашей стране стать главным пропагандистом газа на глобальном рынке. "Россия должна показать всему миру преимущества потребления газа, - заявил топ-менеджер западной компании, - не только участвовать в дискуссиях об энергетическом будущем мира, но и возглавить эти дебаты. Россия должна стать главным пропагандистом природного газа".
Однако сегодня все еще нефть является основным энергоносителем на планете. Так сложилось исторически в связи с удобством ее транспортировки. Ведь для нефтяных поставок не требуется спецоборудование с высокой степенью герметичности.
Природный газ обладает гораздо большей удельной теплоемкостью, а продукты его распада в результате горения более экологичны и менее токсичны. Однако "голубое топливо" труднее и дороже извлечь из земных недр, чем нефть, а для поставок не трубопроводным транспортом, а танкерами в отдаленные места планеты его надо еще сжижать при температурах, близких к абсолютному нулю, что тоже требует высоких энергозатрат.
Тем не менее эксперты уверены, что в будущем, когда нефть начнет подходить к концу, бюджеты таких стран, как Россия, Саудовская Аравия, Иран или Венесуэла будут верстать, исходя из цен на кубометр газа. Такой прогноз в разговоре с "РГ" дал доцент РАНХиГС, старший научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук Иван Капитонов.
"Такой тип развития событий нисколько не отвергает инновационные преобразования в экономике, которые прежде всего будут внедряться в нефтегазовом секторе как наиболее прибыльном. Это не означает, что мы слезем с нефтяной иглы и подсядем на иглу газовую, это означает лишь появление дополнительного источника финансирования бюджета", - отмечает собеседник.
По его словам, газа в мире больше, чем нефти, вот почему за ним будущее. Если оценивать структуру мировых запасов природного газа, то, по данным компании BP, Россия в 2016 году занимает второе место в мире по объему запасов "голубого топлива". Нам принадлежит 17,3 процента от общемировых запасов этого углеводорода. Первое место - за Ираном (18,2 процента). А за нами идет Катар, причем с большим отрывом, у него 13,2 процента запасов газа на планете. Исходя из этих цифр, как нам не выступать за то, чтобы в мире потреблялось больше газа?
Кстати, большую часть газового сырья России придется добывать с моря. Страна разведала большое количество газа на арктическом шельфе. Добыча на нем требует еще не использованных в мировой практике технологий для рентабельной добычи, продолжает Капитонов.
Расширение спроса на газ в мире может заставить нас сделать его добычу самой инновационной. Это позволит снизить себестоимость добычи, от этого будет зависеть освоение масштабных месторождений и закрепление России на первых местах, несмотря на открытие новых источников у конкурентов.
Дополнительное повышение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль через акцизы при одновременном снижении экспортной пошлины создает серьезный риск для роста цен на топливо, предупредил заместитель министра финансов Илья Трунин.
Власти рассматривают два возможных варианта повышения налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор для балансировки бюджета. Основной - повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которое, по оценкам экспертов "РГ", могло бы принести до 1,3 триллиона рублей в 2017 году. Второй путь - частичный отказ от запланированного снижения акцизов на бензин и дизельное топливо.
"Частичное перераспределение расходов на потребителей особо ситуацию с доходами бюджета не изменит - прирост поступлений от акцизов будет в районе 100 миллиардов рублей", - отмечает начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин.
Подготовил Игорь Зубков