28.09.2016 14:30
    Поделиться

    Как очистить леса от древесного хлама

    Регионам не хватает инвесторов, готовых вкладывать в переработку низкосортной древесины
    В стране обострилась проблема переработки неликвидной древесины.

    С каждым годом древесного неликвида становится все больше. С оптимизацией лесхозов, которая произошла несколько лет назад, сократилось и количество санитарных рубок.

    Последствия субъекты РФ пожинают сейчас - обилие пожароопасных скоплений ветровалов и сухостойных деревьев, которые арендаторы не спешат ликвидировать из-за отсутствия спроса. Растет и площадь зеленых массивов, занятая непопулярными у рубщиков мягколиственными породами деревьев. Что необходимо сделать, чтобы стимулировать предпринимателей очищать леса от древесного "хлама", выясняла корреспондент "Российской газеты".

    Общая площадь лесов в нашей стране - около 1,2 миллиарда гектаров, запас древесины составляет порядка 83,4 миллиарда кубических метров. На долю низкокачественных мягколиственных деревьев приходится около 20 процентов, или чуть больше 16,5 миллиарда кубометров. Кроме того, при переработке древесины ежегодно остается 300-400 миллионов кубометров отходов.

    80 процентов производимых в России топливных гранул идет на экспорт

    - В итоге в общем объеме лесозаготовки низкосортная древесина вместе с лесосечными отходами и отходами лесопереработки составляет около 48 процентов, - комментирует ситуацию генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин. - Проблема использования этого сырья стоит довольно остро. Дело в том, что заготовка березы, осины и другой мягколиственной древесины сопряжена с большими затратами труда. При этом цены на нее ниже, чем на хвойные породы. Потому низкосортную древесину компании заготавливать не спешат, вырубая хвойные леса. В результате площадь, занятая мягколиственными породами, увеличивается. Нет у предпринимателей и достаточного количества стимулов, чтобы перерабатывать все древесные отходы.

    Неплохие перспективы с выгодой избавиться от низкосортной древесины есть у лесозаготовителей небольшой Калининградской области. Крупный инвестиционный проект, способный переварить вообще весь калининградский неликвид, разрабатывают региональные власти вместе с австрийской группой компаний. Речь идет о заводе по выпуску древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит. Производитель готов пустить в ход любую низкосортную древесину, в том числе ветровальные стволы, сухостои, остатки деревьев после пожаров, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.

    По словам генерального директора компании-инвестора в СНГ Ардашера Курбаншо, предполагаемые объемы переработки достаточно велики. Поэтому заранее понятно, что Калининградская область не обеспечит производство сырьем на сто процентов. В регион будут доставлять грузы железнодорожным транспортом из центральной России. Что касается готовой продукции, основную часть компания планирует направлять на экспорт. Поэтому самый западный российский регион, который граничит с двумя государствами Евросоюза, удобен для инвестора благодаря своему особому географическому положению.

    Впрочем, субъект РФ, где могут отладить стопроцентную переработку древесного "хлама", станет скорее исключением, чем правилом. На лесозаготовительных предприятиях низкосортная и низкокачественная древесина используется в среднем на 30 процентов, в основном ее превращают в технологическую щепу. Также из древесного "хлама" производят древесный уголь. Одно из таких предприятий, рассчитанное на выпуск 960 тонн продукции, открылось в этом году в Бурятии.

    Кроме того, в последние годы получило развитие производство древесных топливных пеллет. В 2015 году в стране изготовили около 1,4 миллиона тонн этого биотоплива - на 4,8 процента больше, чем в 2014 году. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), производство древесного биотоплива в России к 2020 году достигнет четырех миллионов тонн, а в 2025 году - восьми миллионов тонн.

    - Около половины пеллетного производства сосредоточено в Северо-Западном регионе, - считает Николай Петрунин. - Выпуск такого биотоплива освоили в республиках Коми и в Карелии, в Вологодской, Ленинградской, Архангельской, Псковской, Новгородской областях. Обусловлено это наличием сырья и рынка сбыта - около 80 процентов производимых в России топливных гранул идет на экспорт. Также есть пеллетные заводы и в других регионах. Например, в Тверской, Владимирской, Кировской, Костромской, Свердловской областях, в Хабаровском и Красноярском краях.

    Однако 1,4 миллиона или даже восемь миллионов тонн пеллет все равно недостаточно для страны, которая ежегодно "производит" 300-400 миллионов тонн древесных отходов, не говоря уже о мягколиственной древесине, ветровальных деревьях и сухостое. Одна из причин, тормозящих развитие рынка биотоплива, - недоступность кредитных ресурсов на закупку оборудования, считает Николай Петрунин. Особенно эта проблема актуальна для некрупных инвесторов. Кроме того, внутренний рынок сбыта пока еще довольно узок.

    - Поэтому, с одной стороны, необходимо стимулировать потребление пеллет и других видов экологичного топлива, произведенного из низкосортной древесины, внутри страны. Полезен опыт Вологодской области, где разработали программу по плановому переводу котельных коммунальной сферы на современное биотопливо до 2020 года. С другой стороны, следует решить проблему недоступных финансовых ресурсов. К примеру, на федеральном или региональном уровне субсидировать процентную ставку по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов по созданию биотопливных производств, - подводит итог генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования.

    Поделиться