Современный мегаполис, по мнению экспертов, должен быть красивым, комфортным и функциональным. Что важнее в этом списке?
Энтони Мэллоус: Я верю, что успешная формула современного мегаполиса - это комбинация красоты, комфорта и удобства. Думаю, что мэры всех городов должны помнить: у жителей мегаполисов совершенно разные запросы и потребности, и одна из приоритетных задач властей - удовлетворить эти потребности. Считаю, что неправильно говорить об одном самом важном качестве современного города, все характеристики важны, и должны быть приняты во внимание во время планирования крупных городских проектов. В Масдар-Сити мы разработали специальную формулу городского планирования. Все проекты соответствуют концепции: "живи-работай-отдыхай" - живи комфортно, работай эффективно, отдыхай в удовольствие.
Современный мегаполис должен быть "умным": город должен оценить свои конкурентные преимущества и использовать их. Давайте рассмотрим на примере Москвы. Во-первых, Москва - это город больших финансовых возможностей. Другое преимущество Москвы - это богатый опыт в области развития инноваций, технологий и исследований. Вы можете использовать ресурсы эффективнее, если применять передовые технологии. Приведу пример: в ОАЭ очень жарко летом, но в Масдар-Сити мы используем это как преимущество - город живет на солнечной энергии.
Что делает город комфортным? И есть ли такие среди существующих мегаполисов мира?
Энтони Мэллоус: Наличие открытого пространства - один из ключевых элементов благоприятной городской среды. При мысли о процветающих городах, таких как Мюнхен, Париж и Москва, где в последние годы по инициативе мэра восстанавливаются тысячи небольших парков, а также проводится реконструкция набережной, в первую очередь на ум приходит обилие комфортных открытых пространств. Второй важной составляющей является пешеходная доступность, определяющая сущность доиндустриальных городов. Они были модернизированы при помощи современных транспортных технологий и теперь являются одними из наиболее привлекательных мест. Примером могут служить все излюбленные туристами средневековые европейские города, а также Манхэттен и историческая часть Бостона. В-третьих, очень важна эффективная транспортная система. Показательные примеры - Гонконг и Амстердам. Сингапур также продвигается в этом направлении.
Четвертой характеристикой является концепция смешанного использования, которая позволяет разнообразить районы в социальном, экономическом и культурном отношениях. Именно этим определяются такие города, как Барселона, Милан и Портленд в американском штате Орегон. Под номером пять в списке идут инновации и обучение, которым уделяется внимание в преуспевающих городах. Вспомните Силиконовую долину и Дублин или развивающиеся системы в Найроби и Хайдарабаде. Шестой критерий - экономическое развитие, объединяющее бизнес, коммерцию и торговлю, в результате которого города превращаются в настоящие центры влияния, привлекающие ведущие мировые таланты. Такое развитие характерно для Лондона, Шэньчжэня, Шанхая и Сан-Франциско.
Последней по порядку, но не по важности, является социальная мобильность. Это условие городского процветания выполняется, например, в Кейптауне, Бангалоре и, возможно, в западноафриканском городе Лагосе. Абу-Даби и Дубай находятся на первых позициях среди городов Персидского залива, которые реализуют все семь перечисленных аспектов. Таким образом, они становятся комфортнее и привлекательнее.
Суть комфортных городов совпадает с сутью устойчивых. В обоих случаях вы чувствуете себя безопасно в городской среде, ощущаете уверенность в своих жизненных и карьерных перспективах и имеете возможность полностью реализовать свой потенциал. Итак, если город сочетает концепцию устойчивого развития с семью названными характеристиками, он превратится в город мечты, где осознают прошлое, наслаждаются настоящим и четко представляют будущее.
Вы сказали: "город мечты". А как, по-вашему, он может выглядеть?
Энтони Мэллоус: На мой взгляд, это город, который производит больше, чем потребляет. Масдар-Сити спроектирован так, чтобы потреблять как минимум на 40% меньше энергии и воды, чем здания в обычных городах. Это город, который использует энергию солнца, объединяет древние арабские архитектурные традиции с современными технологиями. Так, например, мы используем потоки ветра для охлаждения помещений. Согласно плану устойчивого развития города, температура воздуха в Масдар-Сити ниже на 10-13 градусов, чем в Абу-Даби. Это хороший пример того, как можно превратить суровые климатические условия в конкурентное преимущество. Более того, мы готовы масштабировать наш проект и предложить решения Масдар-Сити другим городам.
Можно ли превратить современный мегаполис, как Москва, Нью-Йорк или Абу-Даби, в один большой экогород? Или проще строить с нуля?
Энтони Мэллоус: Город - это живой организм. Принципы устойчивого развития можно использовать как в ежедневном управлении городом, так и при планировании его будущего развития. Масдар-Сити руководствуется стандартами, разработанными и одобренными Советом по городскому планированию Абу-Даби. Эти требования обязательны как для Масдар-Сити, так и для Абу-Даби. Соответственно, модель устойчивого развития будет универсальной для абсолютно разных городов.
Возобновляемая энергетика. Может ли она стать реальной альтернативой существующим источникам энергии на широте Москвы?
Энтони Мэллоус: Это очень хороший и правильный вопрос. Я считаю, что любой город может стать экологичным. Как я говорил ранее, Масдар-Сити - это не просто "красивая" инициатива. Мы хотим, чтобы этот проект стал примером для других городов по всем миру - как при быстром росте населения сократить потребление энергии и воды и снизить уровень отходов. Мы хотим показать, что города могут приносить прибыль, даже в условиях, когда ресурсов становится меньше, а эффективность должна постоянно расти.
Москва, как считаете, город будущего?
Энтони Мэллоус: Москва - вне всякого сомнения, город будущего. Московские власти проделали огромную работу: было создано множество зеленых зон и парков. Мне нравится то, что жители Москвы участвуют во всех важных решениях, касающихся городского планирования через специальную систему голосования, а известное во всем мире московское метро - пример хорошо продуманной системы общественного транспорта, что очень важно для современного мегаполиса.
От коллег, которые ранее бывали в Москве, я узнал, что город стал более дружественным к туристам. Особенно хочется отметить, что Правительство Москвы не останавливается на достигнутом и постоянно ищет новые возможности для улучшения условий жизни москвичей, охотно перенимая опыт зарубежных коллег в области устойчивого городского развития. Московский урбанистический форум - яркое тому подтверждение.
Подскажите оптимальный рецепт. Когда делаешь пешеходные зоны из автомобильных дорог, протестуют автомобилисты. Если прогулочных зон мало, недовольны пешеходы. Как найти компромисс?
Энтони Мэллоус: Искать компромисс - всегда непросто. В Москве необходимо усилить связь между персональной мобильностью и системой общественного транспорта. Люди должны иметь возможность, прогуливаясь по городу, осматривая его культурные и исторические места, сесть на общественный транспорт и переместиться в другой район города, чтобы продолжить свою прогулку. В целом, Москва движется в правильном направлении.
Можете ли Вы сравнить российские города, в которых бывали, с другими городами мира. В чем они выигрывают, а в чем уступают?
Энтони Мэллоус: К сожалению, я немного путешествовал по России, но очень бы хотел. Насколько я понимаю, в последнее время в Москве произошли большие изменения, ее можно сравнить с любым европейским городом, за одним исключением - в Москве почти все работает 24/7. Я впечатлен энергией Москвы, жизнь в городе кипит без перерыва. Думаю, что города, а не страны и народы, станут основой будущего мира. Уже сейчас мы слышим термин "дипломатия городов": города становятся полноценными участниками мировой политики, и их роль постоянно возрастает.
Есть ли вообще у мегаполисов будущее? Ведь даже самые комфортные города мира сильно страдают от перенаселенности, инфраструктура не справляется с нагрузками.
Энтони Мэллоус: Да, у мегаполисов определенно есть будущее. Главная задача сейчас в том, чтобы создать городскую среду, соответствующую концепции: "живи-работай-отдыхай" и отвечающую стандартам устойчивого развития. Такой подход позволит избежать перенаселения и больших нагрузок на городскую инфраструктуру. И здесь очень важно, чтобы, в первую очередь, технологии способствовали воплощению желаний местных жителей.