Иван Владимирович, почему сокращаются инвестиции?
Иван Федотов: Еще в прошлом году в мировой экономике наблюдался наиболее значительный за последние 15 лет отток капитала с развивающихся рынков, по данным МВФ, он превысил 730 млрд долларов. Россия не стала исключением, и в условиях замедления роста китайской экономики, торможения глобальной торговли, спада цен на ресурсы и общей дестабилизации мировые инвесторы предпочли захеджировать риски. Таким образом, глобальный контекст формировал неблагоприятный фон для инвестиций в российскую экономику. При этом внутренние российские экономические реалии - слабый рубль, политика импортозамещения и активная работа по улучшению инвестклимата (включая создание ОЭЗ и развитие механизмов специальных инвестиционных контрактов (СПИК)) - позволяют говорить о том, что именно сейчас самые благоприятные условия для притока капитала в Россию. Это касается как портфельных, так и прямых инвестиций в производство - в регионах активно открываются новые заводы, создаются крупные инфраструктурные проекты.
Можете привести примеры успешных моделей инвестиционного развития регионов?
Иван Федотов: Наиболее успешной по всем показателям можно назвать Республику Татарстан. За 2015 год объем поступивших инвестиций из-за рубежа в республике составил почти 816,7 млн долларов. Это на 48% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В начале 2016 года предприятиями, базирующимися в регионе, было накоплено более 2,6 млрд долларов иностранных инвестиций.
Крупнейшими торговыми партнерами Татарстана являются Нидерланды (23,7% от общего объема экспорта), Польша (9,4%), Германия (6,3%), Индия (4,9%) и др.
Каким еще регионам удается привлечь на свою территорию крупных инвесторов?
Иван Федотов: Интересна инвестмодель Ульяновской области. Она движется по следующей траектории: на старте - привлечение иностранных инвесторов со сборочными производствами, следом - локализация, становление и расширение производства компонентов и услуг в кластерной системе, и, наконец, затем делается упор на развитие технологического предпринимательства, создание инноваций внутри региона. В перспективе это позволит создавать передовые уникальные продукты, которые могут быть конкурентоспособны на новых рынках.
Здесь наблюдается постоянная эволюция управленческой системы с опорой на институты развития. Ульяновская область сама выступила инвестором, вложив бюджетные средства в создание инфраструктуры, в финансирование институтов развития и улучшение инвестиционного климата. Корпорация развития потратила на эти цели около 450 млн рублей.
Созданная инфраструктура смогла заинтересовать серьезных инвесторов, лидеров рынка. Только в 2015 году в область пришли 16 крупных инвесторов с объемом инвестиций 25 млрд рублей и планами создания 3 тысяч рабочих мест. Ульяновской области удалось привлечь японскую компанию Isuzu, стартовавшую с крупноузловой сборки автомобилей. За собой иностранцы потянули и японских смежников.
Но в итоге, казалось бы, сугубо заграничная история обернулась созданием единого автокластера в партнерстве с отечественным УАЗом.
Чем показателен опыт Калуги?
Иван Федотов: Калужская область давно стала эталоном для многих территорий. В регионе выстроена сбалансированная система институтов развития, при поддержке которых реализуются практически все инвестиционные проекты.
Началось все с якорного инвестора - Volkswagen, потом в 2007-м появилась Корпорация развития Калужской области, которая занялась инфраструктурой территорий развития и финансированием проектов с привлечением кредитных средств под гарантии правительства области. Собственных средств области поначалу не хватало. Во многом именно партнерство с ВЭБом предопределило стартовый успех калужской модели. Сегодня область предоставляет инвесторам пакет льгот по налогу на прибыль в зависимости от объема инвестиций.
Всего же с 2008 по 2016 год корпорация вложила в проекты развития инфраструктуры индустриальных парков области 14,3 млрд рублей. По итогам прошлого года стоимость ее чистых активов составляла 4,8 млрд рублей, это больше уставного капитала (3,9 млрд рублей). Коэффициенты ликвидности превышают нормативные значения.
При этом правительство Калужской области не остановилось на создании автомобильного кластера. Регион постепенно выстроил фармацевтический, агропромышленный, транспортно-логистический и авиационно-космический кластеры. Такая диверсификация поддержала экономику региона во время кризиса, который очень больно ударил именно по автомобильному производству. Привлечение инвесторов шло по накатанной благодаря отлаженной управленческой модели.
Крайне важно, что в Калужской области не делят инвесторов на российских и зарубежных - для всех равные условия. Но вот интересный момент: из 18 новых инвестпроектов, вошедших в реестр министерства экономического развития области в 2015 году, 70% - российские компании. Для сравнения: пять лет назад доля отечественных проектов составляла только 43%.
Если взглянуть на карту России дальше за Урал, то можно выделить Тюмень. За несколько лет на территории Тюменской области было открыто 5 крупных предприятий с участием иностранного капитала. В 2016 году запланировано открытие второй очереди завода "Дина Энерджетикс" в Нижнетавдинском районе. А инновационные решения компании "ИнТех" успешно экспортируются на рынок Сербии.
В какой сфере быстрее всего внедряются инновации?
Иван Федотов: Если не считать оборонно-промышленный комплекс, то традиционно в нефтегазохимической отрасли, ТЭК самая короткая цепочка для внедрения инноваций.
Нередки инновации и в промышленности. Более того, в черной металлургии постоянно фиксируется один из самых высоких показателей доли инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров. Так, например, по Липецкой области этот показатель составляет почти 16%.
Иван Федотов, директор Ассоциации инновационных регионов России:
Именно институты развития должны выходить на первый план при ограничении внешних факторов роста. Разнообразие региональных моделей инновационного развития определяет необходимость максимально гибкого использования инструментов государственной поддержки, учитывая специфику каждого конкретного региона. И здесь важную роль играют 27 инновационных территориальных кластеров.
Одним из наиболее востребованных институтов за последние два года стал Фонд развития промышленности, в котором власти видят механизм развития и поддержки импортозамещающих производств. Так, фонд предоставил 25 млрд займов на реализацию 84 импортозамещающих промышленных проектов общей стоимостью 73,8 млрд рублей.