Они, действительно, плодятся как грибы. Но это закономерная реакция на вызовы времени: по велению проката наше кино ушло в зону невидимости, на экраны пробиваются считанные единицы, и фестивали становятся единственным каналом его связи со зрителями - как доказал Екатеринбург, более чем эффективным. Главная цель нового смотра - сделать наше кино достоянием всего города. Это удалось: половодье картин захлестнуло девять больших кинотеатров в уральском мегаполисе и семь - в городах Свердловской области. За семь дней 93 фильма посмотрели более 32 тысяч зрителей. Залы были полны не только на премьерах, но и на ретроспективах Владимира Мотыля, Андрея Тарковского, Александра Митты, на программе "Необычайный Эльдар Рязанов". Многочисленные гости фестиваля уехали, пораженные не только обликом, атмосферой и накалом культурной жизни столицы Урала, но и активностью публики, стосковавшейся по возможности смотреть кино не про Альфа Центавра, а про себя. Уехали счастливые: они снова ощутили, что нужны, что их любят и ждут. Встретиться с уральскими зрителями прилетели Инна Чурикова, Сергей Безруков, Михаил Ефремов, Даниэла Стоянович, Алексей Иващенко, Глеб Панфилов, Владимир Меньшов, Владимир Хотиненко, Сергей Соловьев, Вера Сторожева, Мира Тодоровская, Николай Лебедев, Александр Зельдович, Оксана Карас, Михаил Местецкий, молодые режиссеры и актеры - восходящие звезды нашего кино. Высоко оценил потенциал нового фестиваля председатель его первого жюри Владимир Меньшов: "Вы делаете огромное просветительское дело, и город откликнулся на это с интересом и благодарностью".
В дни фестиваля прошли "круглые столы" по самым актуальным вопросам современного кино: "Российский кинематограф и межнациональные отношения", "Новая жизнь 3D в российской киноиндустрии". Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей предложил разговор о культе отчетности и контроля, воцарившийся в российском кинопроизводстве, когда становятся важными не столько качество фильмов, сколько возможность щегольнуть цифрами: введено 4200 новых залов, снято 130 фильмов, - а куда сгинули эти фильмы и что крутят новые кинозалы, уже не так важно. Зрительская аудитория - 4+, а у нее свои потребности, и на экранах лидируют полнометражные мультфильмы. Кинотеатры фактически перепрофилировались в заведения общепита: более половины их доходов - от продажи еды и питья. Эти катаклизмы остаются без осмысления и выводов: нет дискуссий о зрителе, нет серьезного анализа - все заняты отчетностью. Тему продолжили Владимир Меньшов и Сергей Соловьев, с горечью говоривший о том, что в кино торжествует дух лакейства перед зрителем, и в результате оно все чаще производит не фильмы, а фуфло. Полностью материалы острого и не слишком оптимистичного разговора будут напечатаны в журнале "Искусство кино".
В дни фестиваля открыли горельеф на конструктивистском здании Свердловской киностудии в память о выдающемся уральском режиссере Ярополке Лапшине - авторе таких картин, как "Приваловские миллионы" и "Угрюм-река". Члены жюри побывали на Первоуральском Новотрубном и были изумлены его современным оборудованием, сделавшим завод подобием лаборатории. Но, разумеется, главным событием стали фильмы, причем сенсациями оказались не только новые картины, но и премьерные показы несправедливо забытых старых лент. "РГ" уже писала о том, как тепло здесь приняли возвращение великого, без преувеличения, фильма Глеба Панфилова "Мать". Громадный интерес вызвали семь мало кем виденных картин Владимира Мотыля. В Екатеринбурге первыми после Венеции увидели оцифрованную - заново рожденную - драму Андрея Тарковского "Сталкер". Зал был забит под завязку и на показе видеоверсии погибшего в теракте выдающегося спектакля "Норд-Ост".
В Ельцин-центре прошла премьера новой картины выдающегося документалиста Виталия Манского "В лучах солнца", снятой в Северной Корее и показавшей тоталитарное общество, доведенное до абсолюта. В условиях полной изоляции от внешнего мира возникает своего рода "гармония ослепшего счастья", когда страна становится подобием выставки обожания великого руководителя, а население играет роль ее экспонатов и статистов: мышление исключено из обихода, остались только вбитые с детства формулы любви к вождю и ненависти ко всему прочему миру. Фильм снимался с разрешения властей и по утвержденному сценарию, который сам по себе служит поразительным экспонатом - образцом непоправимо измененного сознания.
Среди фестивальных премьер - семейная драма "Ивановы" с новой работой Владимира Меньшова, поэтический рассказ якутского режиссера Татьяны Эверстовой "Его дочь" - о детстве, о красоте и мистической мощи природы, с которой все мы связаны родственными узами; остропроблемная драма Кирилла Серебренникова "Ученик" об опасности религиозного фанатизма. С Екатеринбурга начала свой путь по мировым фестивалям конкурсная комедия Александра Каурых "Джокер" по короткому рассказу Антоши Чехонте "Женщина без предрассудков", лукаво обозначенному как "роман". На Урале пришел первый успех к драме "После тебя" Анны Матисон с неожиданной актерской работой Сергея Безрукова - теперь этот фильм летит в Токио, где представит российское кино на международном фестивале. Особое место в программе заняли картины о межнациональных отношениях, и здесь, в первую очередь, социальная драма Дарьи Полторацкой "Побег из Москвабада", показавшая актуальную проблему с точки зрения "понаехавших" - людей, потерявших родину и не нашедших другую.
Фестиваль, адресованный публике, еще раз подтвердил потребность в кино умном и добром - особенно пылкие отзывы вызвали такие картины, как "Тэли и Толи" или "Частное пионерское". "Многие из нас разучились искренне смеяться и плакать в кино - а тут весь зал! - восторгается 32-летний Александр. - И я тоже смеялся и плакал, и не стыдился этого. Когда же такие фильмы станут достоянием широкой публики! Куда смотрят центральные телеканалы! О существовании многих картин я и не подозревал!"
Все сеансы Уральского фестиваля были бесплатными, билеты разлетались вмиг, у залов волновались толпы безбилетников, пришедших в надежде на свободные места. Здесь есть повод для сомнений. С одной стороны, в кино смогли прийти те, кто с ним разлучен по причинам экономическим (дороги билеты) и психологическим ("это кино теперь не для нас"). С другой - поменялся контингент в залах, и нередко фильмы о молодых и для молодых - "Ке-ды" Сергея Соловьева, "Бездельники" Андрея Зайцева или "Тряпичный союз" Михаила Местецкого - попадали не в свою целевую аудиторию и потому не находили понимания. В дальнейшем, вероятно, стоит подумать о более дифференцированном программировании: сохранив бесплатные дневные сеансы, ввести хотя бы символическую плату для вечерних, сообразно возрастному и социальному составу публики выстраивая репертуар.
Уральский кинофестиваль по охвату аудитории и по активности ее благодарного отклика пока не имеет аналогов в России и уже поэтому достоин жизни долгой и счастливой.
Честь вручить самый первый приз Первого Уралкинофеста выпала "Российской газете". Специальную награду, учрежденную "РГ", автору картины "Его дочь" режиссеру из Якутии Татьяне Эверстовой вручили кинокритик Валерий Кичин и заместитель редактора отдела культуры Анастасия Скорондаева. Ослепительно красивый автобайопик, созерцательный рассказ о жизни маленькой девочки в якутских степях в эпоху правления Брежнева, стал, пожалуй, одним из главных открытий фестиваля. Он также взял приз за лучший дебют.
После этого объявили победителя в категории "Приз зрительских симпатий". Им стал фильм "Частное пионерское-2" режиссера Александра Карпиловского. Вручая приз, министр культуры Свердловской области Павел Креков признался в своих сомнениях: придут ли на фестиваль зрители. Как выяснилось, опасения были абсолютно напрасны: залы были полны в течение всех семи дней.
Наибольшее число наград - Гран-при, приз за лучшую операторскую работу и приз Гильдии кинокритиков "Слон" - взял фильм "Коробка", на первый взгляд, азартно снятая молодежная история о дворовых футбольных командах, а в сущности - серьезный разговор об актуальной проблеме обострившихся межнациональных отношений. Создатели картины режиссер Эдуард Бордуков и продюсер Михаил Дегтярь не без гордости заявили, что хотя кино это задумывалось как зрительское, оно победило на всех фестивалях, в которых участвовало. Награда в Екатеринбурге им особенно дорога, поскольку саундтрек фильма - творчество екатеринбургских групп "Курара" и "Смысловые галлюцинации".
Лучшим режиссером признан Михаил Местецкий, автор фильма "Тряпичный союз". Лучшую женскую роль - Софико в комедии Александра Амирова "Тэли и Толи" - исполнила Нанули Сараджишвили, актриса тбилисского театра имени Шота Руставели, снимавшаяся еще в "Мелодиях Верийского квартала". Приз за лучшую мужскую роль достался Алексею Гуськову в фильме Виктора Демента "Находка". Так как в момент вручения приза актер должен был играть Онегина в спектакле вахтанговцев, он прислал видеообращение с искренней благодарностью за награду.
Специальный приз жюри присужден работе Владимира Хотиненко "Наследники", снятой в формате ток-шоу, с формулировкой: "За инновационное художественное решение актуальной политической темы". Дипломами Гильдии кинокритиков награждены фильмы "Частное пионерское-2" Александра Карпиловского и "Побег из Москвабада" Дарьи Полторацкой по сценарию Юсупа Разыкова.
Подготовили Алексей Литовченко, Дмитрий Сосновский