Михаил Мень: ЖКХ необходимо около 500 миллиардов рублей ежегодно

Модернизация коммунальной инфраструктуры должна проходить не только за бюджетные средства, но и за счет частных инвестиций. Собственно, ради этого и была задумана Стратегия ЖКХ, принятая в этом году. Предполагается, что участие государства в отрасли должно постепенно сокращаться. О том, какими "пряниками" привлекать инвестора в ЖКХ и почему концессионные соглашения должны подписываться в трехстороннем порядке, "Российской газете" рассказал министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Михаил Александрович, скажите честно, вы бы рекомендовали своим хорошим знакомым инвестировать свободные средства в коммуналку?

Михаил Мень: Конечно, это очень перспективные вложения. Могу перечислить главные причины, по которым стоит без опасений инвестировать в сферу ЖКХ. Прежде всего это гарантированный спрос. Ни в одной сфере услуг вы не найдете такую армию потребителей - 145 миллионов человек, то есть все население России. Ведь вода, свет и жилье людям необходимы в любое время, что бы не происходило в экономике. Кроме того, в отличие от большинства других отраслей В2С, тарифы в сфере ЖКХ устанавливаются на 3-5 лет, и даже региональные власти не вправе их менять по своей прихоти. Важное значение имеет и господдержка - правительство берет на себя обязательство по субсидированию кредитов на модернизацию ЖКХ и на практике софинансирует проекты обновления коммунальной инфраструктуры до 80 процентов. Кроме того, сегодня зафиксировали пятипроцентную предпринимательскую прибыль. Эта мера уже дала свои результаты: только за прошлый год объем частных инвестиций в коммунальную сферу в рамках концессионных соглашений вырос в 10 раз, с 7,2 млрд до 70,9 млрд рублей. По-моему, убедительные цифры, которые доказывают, что вкладываться в сферу ЖКХ выгодно.

А сколько денег требует модернизация всего сетевого хозяйства страны?

Михаил Мень: Средства потребуются колоссальные. По разным оценкам, ЖКХ необходимо около 500 миллиардов рублей ежегодно. Причем, чтобы обновить все сетевое хозяйство страны, в таком объеме необходимо вкладывать деньги в течение 15-20 лет. Конечно, мы прекрасно понимаем, что таких средств сегодня в бюджетах всех уровней не изыскать. Да и во всем мире не идут по этому пути. Повсюду инфраструктурные проекты реализуются частными компаниями. Поэтому одной из целей стратегии коммунального хозяйства является создание условий для привлечения частного капитала в нашу отрасль.

Год от года набирают популярность концессионные соглашения. Поясните, чем инвестор отличается от концессионера?

Михаил Мень: На самом деле инвестор и есть концессионер, ведь концессионное соглашение - это форма государственно-частного партнерства. Договор концессии - это не аренда и не получение права на собственность, а некая третья форма владения. То есть когда объект остается в собственности муниципального образования или региона, но им полностью управляет концессионер.

Действительно, мы сейчас наблюдаем бум концессий в ЖКХ. По итогам прошлого года в коммуналке отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств: было заключено 271 концессионное соглашение почти на 71 миллиард рублей против 112 концессий на 7,2 миллиарда рублей в 2014 году. Концессионные соглашения увязаны с тарифными решениями. Долгосрочные тарифные решения на 3-5 лет сегодня тоже устраивают далеко не каждого предпринимателя, который хочет, к примеру, взять в концессию водоканал на 20 лет. Поэтому уже сегодня для конкретного объекта коммунального хозяйства можно зафиксировать долгосрочное тарифное решение на весь период концессионного соглашения, которое рассчитывается по формуле. Приведу пример: если компания пришла управлять водоканалом на основе договора о концессии, победив на конкурсе, и концессионное соглашение заключено на 15 или 20 лет, то на весь этот срок высчитывается единая тарифная формула, привязанная к уровню инфляции.

В закон о концессионных соглашениях законодательно внесена новая норма - участие в них третьей стороны. Для чего это было необходимо?

Михаил Мень: Изначально договор концессии заключался между муниципалитетом и концессионером. Это было одним из сдерживающих факторов для частного бизнеса, когда он приходил на территорию. При таком раскладе регион оставался как бы в стороне, хотя именно субъект РФ работает с тарифами. Но зачастую у муниципальных образований не хватает необходимых компетенций, к примеру, для грамотного юридического сопровождения клиента. Поэтому не так давно было принято решение, что концессионное соглашение будет трехсторонним. Законопроектом в числе обязанностей субъекта РФ как участника договора определяется установление тарифов, утверждение инвестиционных программ концессионера, возмещение недополученных доходов, а также экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из регионального бюджета.

Известно, что у многих ГУПов и МУПов часть имущества не оформлена должным образом. Раньше по этой причине его нельзя было передавать управляющим компаниям. Законодательство не позволяло это делать, и муниципалитет не имел права выставлять свой объект на конкурс. Теперь, если инвестор соглашается самостоятельно оформить эту часть собственности, то получает возможность заключить концессионный договор. Этот же порядок действует и при наличии у того же МУПа долговых обязательств. В том случае, если концессионер готов их реструктуризировать, он может выйти на заключение концессионного соглашения.

Таким образом мы пошли навстречу регионам и потенциальным концессионерам, и сегодня на конкурс допускаются даже такие проблемные объекты. И уже потенциальные претенденты должны считать все свои риски и принимать соответствующие решения.

Значит, когда мы говорим об инвестициях в ЖКХ, то основная ставка делается на концессионера?

Михаил Мень: Да, основа - это концессионное соглашение. Мы считаем, что передача в собственность системообразующих предприятий недопустима, ресурсы должны оставаться у публичной власти, а концессионер может только управлять объектом.

Сколько концессионных соглашений может быть заключено в этом году?

Михаил Мень: По данным на 27 июля 2016 года, на территории 56 регионов в различных стадиях реализации находятся 595 инвестиционных проектов.

Средний Урал числится в "передовиках" по привлечению инвестиций в ЖКХ среди регионов России. Кто еще впереди других?

Михаил Мень: В лидерах - 10 субъектов РФ, на долю которых приходится 83 процента стоимости всех инвестиционных проектов, а она оценивается в 350,26 миллиарда рублей. Среди наиболее отличившихся - Санкт-Петербург (69,7 миллиарда рублей), Ханты-Мансийский автономный округ (67,6 миллиарда рублей), Волгоградская область (58,2 миллиарда рублей), Ростовская область (43,5 миллиарда рублей), Якутия (942,9 миллиарда рублей) и некоторые другие регионы. По моим наблюдениям, в больших городах нет серьезных проблем с привлечением инвестиций. Более того, сейчас идет реальная конкурентная борьба за право управления ресурсами в мегаполисах. В малых городах ситуация сложнее. В этом году в федеральном бюджете предусмотрено 4,6 миллиарда рублей на поддержку малых городов прямыми дотациями. Но в обмен на концессию. Что касается всех остальных, то мы готовы поддерживать их субсидированием процентной ставки. Всего в бюджете на 2017 год на поддержку частных инвестиций предусмотрено 5 миллиардов рублей.

Еще летом вы говорили, что есть возможность возместить средства за капремонт, но при условии, что он будет энергоэффективным. Этой осенью ожидаются поправки к закону. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Необходимо стимулировать наших собственников многоквартирных домов к тому, чтобы капитальный ремонт был более современным. Для этого необходимо применять последние передовые технологии в отделке и использовать качественные строительные материалы. Без энергосбережения, конечно, тоже не обойтись. Такой ремонт не может быть дешевым. Но в итоге это приведет к серьезной капитализации квартир многоэтажки, которые на рынке будут оцениваться дороже и, что еще важнее, счета за коммунальные услуги станут радовать глаз. Мы нашли пока около 200 миллионов рублей, чтобы стимулировать тех, кто хочет в своем доме сделать энергоэффективный капитальный ремонт. Расчет такой, что одна многоэтажка сможет рассчитывать на сумму до 5 миллионов рублей.

Получается, что всего примерно 40 домов в нашей стране могут рассчитывать на субсидии, чтобы организовать в своем доме энергоэффективный ремонт. Желающих, возможно, будет больше. Кому достанется господдержка, определит конкурс?

Михаил Мень: Пока будет работать заявочный принцип. Алгоритм следующий: сначала на общем собрании собственники должны принять решение о готовности провести энергоэффективный ремонт в своем доме, затем подать документы в муниципалитет, и через региональные органы власти эта заявка поступит в фонд ЖКХ.

По итогам прошлого года в коммунальной отрасли отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств

Не раз говорилось о том, что не только в капремонт, но и во всю коммунальную структуру необходимо привлекать банковские кредиты. Однако банкиры неохотно финансируют коммуналку, ведь предприятия отрасли нередко убыточны. Как вы считаете, банкам в принципе может быть интересен этот бизнес?

Михаил Мень: Отрасли нужны не столько кредиторы, сколько инвесторы. На мой взгляд, и банк может выступать не только кредитором, но и инвестором, взяв предприятие в концессию. Так сделал ВЭБ, его портфель на проекты по коммуналке - 22 миллиарда рублей. В целом прошлый год доказал, что ЖКХ - интересная отрасль для инвестиций, напомню, объем обязательств концессионеров вырос за это время в 10 раз. Думаю, если субсидирование процентной ставки продолжится, это улучшит настроение инвесторов, они еще охотнее будут вкладывать деньги в сферу ЖКХ.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) заинтересованы в работе по прямым договорам с собственниками, минуя посредников - управляющие компании. Вы поддерживаете эту инициативу?

Михаил Мень: Мы не просто поддерживаем эту инициативу, мы ее инициировали. Прямые договоры помогут избежать неприятных ситуаций из-за недобросовестных управляющих компаний. Самый распространенный и простой вариант мошенничества - когда организация собирает с жильцов деньги за услуги и, не передавая их РСО, исчезает. Известны случаи, когда управляющая компания собирала деньги на протяжении нескольких месяцев. Заключив прямые договоры с ресурсниками, жильцы смогут защитить себя от недобросовестных управляющих компаний. С них снимаются обязательства по сбору денег и передаче их поставщикам услуг, но остается обязанность регулировать непрерывность и качество предоставления коммунальных услуг.

Одна из последних инициатив минстроя тоже касается управляющих компаний: они должны возвращать жильцам потраченные деньги за некачественно предоставленные услуги. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Законом предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем коммунальных услуг требований к их качеству он должен будет уплатить "штраф в пользу потребителей". При этом важное условие - обязательный перерасчет или даже полное освобождение от оплаты. Таким образом, ненадежный поставщик коммунальных услуг наказывается рублем в двойном размере.

Когда жильцы дома должны предъявить свои требования в этих ситуациях?

Михаил Мень: Если коммунальная услуга предоставляется с перерывами, превышающими разрешенную продолжительность, или если коммунальная организация ликвидировала какую-то аварийную ситуацию дольше установленных сроков, исполнитель обязан уплатить потребителям штраф в размере 30 процентов от стоимости услуг за время возникшего перерыва. Такой же принцип используется и при наказании поставщика за низкое качество услуг: штраф в размере 30 процентов от стоимости услуги за все время, пока исполнитель не обеспечивал надлежащее качество. К примеру, вода из крана течет не горячая, а едва теплая.

Если организация-исполнитель или лицо, отвечающее за начисление оплаты за коммунальные услуги, завышают размер платы, им придется уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов от суммы переплаты. Причем, согласно закону, штраф должен выплачиваться из зарплаты работника, отвечающего за начисление оплаты за коммунальные услуги.

Досье

1960

Родился в поселке Семхоз Сергиево-Посадского (Загорского) района Московской области.

1980-1982

Служба в Вооруженных силах (подразделения Дальвоенморстроя Тихоокеанского флота). Во время службы получил специальность "Машинист башенного крана".

1993-1995

Депутат Московской областной Думы от Сергиево-Посадского района Московской области, член Комитета по вопросам местного самоуправления.

1995-1999

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 104-го одномандатного округа, в который входят Сергиево-Посадский, Клинский, Дмитровский и Талдомский районы и город Дубна Московской области.

1999-2002

Вице-губернатор Московской области, первый заместитель председателя правительства Московской области.

2002-2005

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы.

2005-2013

Губернатор Ивановской области.

С 1 ноября 2013

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.