До 2030 года нужно построить более 360 судов рыбопромыслового флота различных типов, включая свыше 140 средне- и более 90 крупнотоннажных. Чтобы сделать эту масштабную задачу выполнимой, в июле 2016 года правительство РФ внесло изменения в закон о рыболовстве, которые меняют порядок распределения квот на вылов биоресурсов и предполагают, что рыболовные компании, которые строят новый флот или создают перерабатывающие предприятия в России, будут получать дополнительные квоты на вылов рыбы. А это инвестиции в отрасль. Речь об инвестиционной квоте в 20% от общего объема вылова, причем 15% планируется направить на обновление флота, а 5% - на создание рыбоперерабатывающих мощностей.
Уже сейчас количество заявок намного превышает возможности отечественной судостроительной промышленности. По оценке Росрыболовства, всего за пять лет за счет инвестиционных квот можно будет привлечь 200 млрд рублей инвестиций.
Прежде всего отрасли нужны крупнотоннажники для освоения самых массовых объектов лова на Дальнем Востоке - минтая и сельди. Только они могут с максимальной эффективностью использовать улов и производить продукцию глубокой переработки: филе, фарш, сурими, жир, муку. Только они могут вести лов в любой точке Мирового океана, работать в самых сложных метеорологических условиях. Наконец, крупнотоннажники обеспечивают наиболее комфортные условия для работы и отдыха экипажа.
"Строительство крупнотоннажников нужно стимулировать в первую очередь, - уверен Юрий Алексеев, председатель Совета Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота. - Такой флот не строили в России в последние 20 лет, мирового вторичного рынка таких судов тоже нет. Если не начать их строить сейчас, то к 2026 году Россия потеряет в вылове минтая и сельди более 1 млн тонн. Именно поэтому сегодня нельзя "размывать" ресурс, надо сосредоточиться на приоритетах".
В правительстве, кажется, вплотную приблизились к решению этой проблемы. По словам замглавы Росрыболовства Петра Савчука, нужно будет найти компромисс по условиям производства 90 супертраулеров, так как некоторые современные судостроительные технологии в России отсутствуют.
"Должен быть найден компромисс с учетом того, что некоторых производств у нас нет в том масштабе, в котором требуется. Некоторые технологии нам нужно просто покупать у ведущих производителей отрасли и создавать здесь производства, делать оборудование у нас, локализировать, чтобы все это постепенно проникало на территорию России", - признал замглавы Росрыболовства.
Представители отрасли рассчитывают, что до конца года правительство сформирует подзаконную нормативную базу, которая позволит регулятору выделять и закреплять инвестквоты. И было бы целесообразно в первую очередь распределить инвестквоты на вылов минтая и сельди на Дальнем Востоке для заказчиков крупнотоннажных судов. Также необходимо определить обязательный объем производящихся в России работ, как и уровень заказа материалов, комплектующих, машин и механизмов при строительстве траулеров. По сложившемуся экспертному мнению, этот объем до 2020 года не должен превышать 40% от заводской цены судна.
В интересах и заказчиков, и регулятора строить не отдельные суда, а серии судов с однотипными характеристиками. Потенциальные инвесторы склоняются к тому, чтобы заказывать первые траулеры серии на зарубежных верфях, имеющих опыт и передовые технологии. При правильной организации дела здесь можно получить очевидные преимущества. Заказчик учится сопровождению строительства и приемке работ. Если удастся наладить сотрудничество иностранных верфей с российскими, включая передачу технологий, компетенций, стажировку персонала, то серия будет строиться уже на наших верфях. Заказчик не получит инвестквот на головное судно, но усилия окупятся сторицей за счет ускорения и удешевления строительства всей серии.