Ежегодно Югру посещают почти полмиллиона гостей. Однако тех, кто едет на Север специально, чтобы познакомиться с достопримечательностями и вкусить неповторимого национального колорита, пока не так много. Но представители местной туриндустрии утверждают: в скором времени турпоток увеличится, в том числе за счет туристов с ограниченными возможностями. Недавно в Югре собрались особые путешественники со всей России. Они сами смогли оценить не только предлагаемые турпродукты, но и в целом условия отдыха в ХМАО.
Экскурсии для колясочников в автономии организуют уже два года: одна из фирм приобрела спецтранспорт, разработала маршрут. На форуме презентовали экскурсию для незрячих. Необычный вояж по музейному кольцу привел туристов в восторг. Многие с детства мечтали потрогать мамонтов, и тут мечта неожиданно сбылась.
Курировавшая группу Людмила Яндукина признается, что очень волновалась:
- Я пыталась поставить себя на место этих людей. Часто, идя домой, закрывала глаза и представляла, как они воспримут информацию. Старалась вложить в свой рассказ больше эмоций, использовать дополнительное звуковое сопровождение. А главное - включить в маршрут места, где можно к чему-то прикоснуться, ведь незрячие воспринимают мир руками.
В этнографическом музее под открытым небом гости познакомились с живыми носителями культуры хантов и манси, продегустировали национальные блюда. А на одном из священных холмов города им удалось погостить в настоящем хантыйском доме и даже разучить национальный танец.
Слабослышащие и глухие туристы тем временем оценили новый маршрут в пригороде окружной столицы: на одной из турбаз для них подготовили специальную программу. Главным развлечением стала рыбалка. Но перед тем как закинуть удочки, гости участвовали в национальных состязаниях. После такого разогрева ловля удалась на славу: рыбы набралось почти два садка. Из нее тут же приготовили настоящую сибирскую уху. Организаторы тура отмечают: для большинства инвалидов активный отдых малодоступен, поэтому в Югре решили разработать маршрут, на котором инструкторы готовы терпеливо помогать особым путешественникам.
Руководитель городского управления по развитию туризма Оксана Лунгите признается: в первую очередь потребовалось создать специальную инфраструктуру. Этот процесс в Югре начался гораздо раньше, чем в других регионах. С 2006 года округ проводит крупные спортивные мероприятия для инвалидов. Это и чемпионаты мира по биатлону, турниры по легкой атлетике, плаванию, шахматные поединки для незрячих, сурдолимпиады. Как результат: сегодня по уровню комфортности для инвалидов Ханты-Мансийск уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. Размещать колясочников в городе готовы пять гостиниц. Одновременно они способны предоставить около ста специально оборудованных номеров. Большинство отелей также располагает удобными подъездами, пандусами, просторными лифтами и тактильными указателями. Проще стало передвигаться и по улицам: 80 процентов муниципальных автобусов уже приспособлены для маломобильных пассажиров.
- Наша задача - выйти на потенциальную аудиторию,- говорит Оксана Лунгите. - В следующем году в Югре ожидается зимняя спартакиада для инвалидов. Самим участникам, как правило, не до экскурсий. А вот их сопровождающие и фанаты, среди которых немало людей с ограниченными возможностями, всегда стараются посмотреть город.
Впрочем, поедут ли массово особые туристы в северный регион, где семь месяцев в году зима, пока неясно. Побывавшие здесь отмечают: Югра хоть и доступна, но далека. Дорога из любого региона обойдется едва ли не дороже, чем все экскурсии вместе взятые. Однако, даже если новые турпродукты будут востребованы только местными жителями, это уже хорошо: в автономии почти 60 тысяч инвалидов.
Абсолютно незрячая жительница Челябинска Юлия Шумова, у которой за плечами не одна тысяча километров туристских троп, уверена, что по своей эффективности путешествия куда лучше таблеток. Сама она объехала 12 стран и почти половину России. Заметками Юлии в Интернете зачитываются сотни человек. После знакомства с автором повествований многие инвалиды тоже решаются на смелый шаг.
- Часто такие же, как я, ребята спрашивают: "А у меня получится?" Отвечаю: "Даже не сомневайся!" Кто-то сразу просит взять с собой, а кого-то вытягиваем из четырех стен и "зажигаем" силой. Бывает, слепой обреченно отвечает: "Зачем, ведь я ничего не увижу..." Да, говорю, ты не увидишь архитектуру, но мы зайдем в дома, познакомимся с новыми людьми, их культурой, кухней. Ты поймешь, что есть другой мир. И, если удается человека вытащить, потом без поездок он уже не может. Многие благодаря путешествиям находят работу, друзей, начинают учиться, женятся, в конце концов, - говорит Юля.
В прошлом году за два месяца Шумова объехала Кубань и почти весь Крым. Порой, признается, путешествие превращалось в настоящую полосу препятствий:
- Из южных городов наиболее доступен Сочи. Неплохо приспособлены объекты в Краснодаре. А вот в Крыму можно сломать ноги: почти повсюду ужасные ступени, пандусов нет, как и звуковых сигналов на светофорах. Незрячие рискуют стать еще и колясочниками.
Но даже там, где об особых людях вроде думают, доступная среда чаще всего сводится к бордюрам и пандусам, сетует туристка. На большинстве объектов нет тактильной информации - ни дублирующих экспонатов, ни макетов.
- Ходить в музеи, чтобы просто послушать экскурсовода, слепым неинтересно. В моем родном Челябинске только в музее современного искусства можно все потрогать. Здорово, что в Ханты-Мансийске взялись решить эту проблему. Нам не просто интересно обо всем рассказали, но и дали изучить экспонаты на ощупь, - делится Юлия.
Об этом же говорит екатеринбуржец Владимир Васкевич, слепой с рождения. Туристского опыта у Володи не меньше, чем у Юли, причем в последнее время он все больше путешествует автостопом. С друзьями ездил по Европе, до Крыма. Прошлой зимой доставили в Великий Устюг письма незрячих ребятишек Деду Морозу, обратно везли подарки. Владимир даже проводит мастер-классы - учит таких же, как он, не бояться дороги.
- Для меня уже почти нет ограничений. Используя GPS-технологии, сам составляю маршрут. Единственная проблема - когда водитель едет мимо на скорости и резко тормозит, а ты не чувствуешь, что он остановился, - рассказывает Васкевич.
Между тем большинство инвалидов не в состоянии добраться даже до вокзала.
- Хотим, чтобы в Екатеринбурге на всех автобусах с внешней стороны дверей появились микрофончики, озвучивающие номер маршрута. Это облегчило бы нам передвижение. Но, чтобы оборудовать один автобус, нужно 40 - 50 тысяч рублей. Самостоятельно эти затраты не потянет ни одно предприятие. Пытаемся сделать подобное устройство сами, - говорит Владимир.
До сих пор на всю страну существует одно агентство, которое оказывает особым туристам услуги "под ключ" - встречает, помогает устроиться в гостинице, сопровождает по городу. Расположено оно в Санкт-Петербурге. За 12 лет фирма организовала для колясочников несколько тысяч поездок по России и Европе. Один из ее руководителей Мария Бондарь отмечает: создать полноценный турпродукт для инвалидов получится, если все объекты и гостиницы станут доступны для особых гостей, а туркомпании обзаведутся спецтранспортом и примут на работу обученных гидов. Петербургским экскурсоводам долго приходилось возить с собой переносной пандус: без него на многие объекты подопечные Марии попасть не могли.
Эксперты едины во мнении: прибыли этот бизнес не приносит, а сил и времени забирает немало. Места, которые посещают инвалиды, приходится регулярно обследовать. Например, если в прошлую поездку в музее лифт работал, то спустя даже неделю гарантии, что он функционирует, уже нет. Отдельная тема - себестоимость поездок. В обычных турах цена снижается за счет количества клиентов, а в случае с инвалидами набрать полный автобус нереально.
Впрочем, в Югре уверяют, что финансовая проблема решаема.
- Главное, чтобы у человека было желание приехать, - говорит Оксана Лунгите. - Понятно, что бесплатно туроператор работать не сможет, но отельеры готовы уступать, как и владельцы точек общепита. Понимают, что, если будут отворачиваться, не заработает никто.
Между тем
Согласно "дорожной карте развития" к 2018 году в Ханты-Мансийске доступными для инвалидов должны стать 97 процентов объектов социальной инфраструктуры. Пандусами, подъемниками и лифтами запланировано оборудовать 55 процентов жилых домов. Слепым и слабовидящим помогут специальные пешеходные зоны. Оснащать улицы города тактильными наземными указателями в столице Югры уже начали.