Это факт, что время для оперы в Сочи пришло. Когда-то сюда приезжали знаменитые оперные певцы на отдых, в том числе Федор Шаляпин. На сочинской даче Валерии Барсовой собирались легендарные солисты Большого театра, пели в зале ее домашнего театра, а сама она давала "морские концерты" прямо на сочинском пляже, собирая у бетонного волнореза сотни людей. Между тем, оперной истории в Сочи так не случилось, и начинать фестиваль в этом городе пришлось буквально с нуля, в том числе бюджетного.
У Ольги Ростропович подобный опыт уже был: с нуля она создала фестиваль "Мстиславу Ростроповичу" в Москве, который стал одним из лучших музыкальных фестивалей страны. Малобюджетную афишу своего первого сочинского фестиваля она продумала особенно скрупулезно: сочинский фестиваль - именной, а для Галины Вишневской других критериев, кроме эталонных, не существовало.
Как и задумывалось, театром-резидентом нового фестиваля стал Центр оперного пения Галины Вишневской - дело жизни выдающейся певицы, "живое" ядро ее творческой и педагогической системы, ее эталонов и артистической этики.
В Сочи артисты и оркестр Центра Вишневской привезли два своих спектакля - "Риголетто" Верди в постановке Ивана Поповски и "Иоланту" Чайковского (режиссер Александр Петров), и две больших концертных программы. Но в Зимнем театре, до отказа заполненном зрителями, с московской труппой молодых солистов выступили еще и приглашенные певцы и маэстро - Даниэль Монтане (Испания) и Марко Боэми (Италия). Может, именно поэтому все, что происходило в эти дни на фестивале, поразительно напоминало по своей накаленной, почти исступленной атмосфере обстановку итальянских оперных театров, с их самой пристрастной публикой в мире. Сочинские зрители, затаив дыхание, слушали, как "гвоздит" девять верхних "ре" - трюк арии Тонио из "Дочери полка" Доницетти - итальянский тенор Анджело Фьори, восхищались волнующе красивым голосом сопрано Ирины Моревой в арии Тоски, кричали "браво!", когда Юлия Герцева со смертоносным темпераментом исполняла Хабанеру Кармен, вышвыривая в пылу страсти вырванный из букета цветок в зал. Публика цепенела, когда Инна Звеняцкая медленно, словно во сне, разворачивала арию Катерины из "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича, будто сразу предчувствуя свой конец, свою погибель, свое "черное озеро". Изысканный спектакль Ивана Поповски "Риголетто" показали в интегрированном составе с итальянскими солистами и маэстро Боэми, продемонстрировавшими высочайший класс бельканто, а в "Иоланте" (дирижер Ярослав Ткаленко) очаровывала
Анатолий Пахомов, глава города Сочи:
- У нас в городе постоянно проходят события высокого ранга, до 200 мероприятий в год, но такого проекта - очень почетного для нашего города - никогда не было .25 октября исполнилось бы 90 лет великой русской певице Галине Вишневской, и благодаря новому фестивалю, носящему ее имя, который сделала для города Ольга Ростропович, нам удается прикоснуться к исторической славе нашего музыкального искусства. Мы все должны понять, что происходит, потому что, имея свой оперный фестиваль, мы можем претендовать на то, чтобы стать одним из культурных центров страны.
Справка "РГ"
К 90-летию Галины Вишневской в Москве пройдут следующие мероприятия:
25 октября, в день рождения певицы, откроется выставка в Большом театре, посвященная творчеству Галины Вишневской.
В Центре оперного пения Галины Вишневской в гала-концерте выступят ее ученики.
8 ноября пройдет гала-концерт в Большом театре с участием мировых оперных звезд и оркестра Большого театра под руководством Тугана Сохиева (постановщик Дмитрий Бертман).
11 декабря, в день памяти Галины Вишневской, в Большом зале консерватории прозвучит 14-я симфония Дмитрия Шостаковича, вокальная партия в которой была написана для Галины Вишневской.