Компании, прежде всего, развивают энергоэффективные проекты и "зеленые" инвестиции. Так, капвложения в смягчение нагрузки на окружающую среду в России за последние десять лет выросли вдвое. С 65 миллиардов в 2006 году до 140 миллиардов рублей в 2015-м, по данным минприроды. А по данным Росстата, номинальные капвложения в охрану окружающей среды и рациональное использование ресурсов в 2015 году и вовсе составили 151,8 миллиарда рублей.
При этом доля экологических инвестиций в общем объеме инвестиций бизнеса в России редко когда превышает 1 процент. В ближайшем будущем минприроды ожидает инвестиционного бума в ресурсоэффективные и чистые технологии. По прогнозам министерства, спрос, предъявляемый отраслями экономики на модернизацию технологий и оборудования на основе наилучших доступных технологий (НДТ), к 2020 году составит 10 триллионов рублей.
Причем эта тема будет только усиливаться по мере ратификации странами климатического Парижского соглашения. "Многие наши компании-производители торгуются на бирже. А экологическая тематика за рубежом 100-процентный тренд. Парижская конференция по климату и цели устойчивого развития ООН стали импульсом того, что экологическая тематика все чаще играет главенствующую роль", - отмечает Вадим Ковалёв, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России.
Кроме того, в долгосрочной перспективе вопросы экологии и энергоэффективности могут повлиять на конкурентоспособность отечественного экспорта. Компании, нацеленные на выход на международные рынки, изначально пытаются сохранить баланс между экономикой и экологией, ориентируясь на НДТ.
Еще несколько лет назад предприятия воспринимали экоконтроль как дополнительную нагрузку на бизнес, предпочитая платить штрафы, нежели заботиться об охране окружающей среды. Сегодня бизнес понимает, что за "зеленой экономикой" будущее. К основным направлениям "зеленой" инвестиционной деятельности относится финансирование проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки. "Соответствие различным экологическим требованиям повышает конкурентоспособность компаний, укрепляет их репутацию, вызывает дополнительный интерес со стороны потребителей, увеличивает их стоимость", - подчеркивает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".
Экологические стандарты превратились в дополнительные конкурентные преимущества. И вот уже компании прививают гражданам элементарные правила экокультуры. Это, собственно, и есть второй путь, каким идет бизнес, пытаясь снизить негативное воздействие на окружающую среду. Тем более что этот путь менее затратный, а пиар-эффект от него несравненно больше.
Как показало исследование "Ценностные основы социальной деятельности российского предпринимательства", крупные иностранные и компании среднего бизнеса предпочитают централизованный сбор и утилизацию отходов (19% и 18% соответственно). Крупный российский бизнес чаще выступает за энергоэффективность (15%).
"В стране постепенно ужесточается природоохранное законодательство, уменьшаются нормы выброса вредных веществ в атмосферу, загрязнения вод, решаются вопросы переработки и захоронения различных видов отходов, и бизнес в не может оставаться в стороне, - поясняет Дмитрий Баранов. - Вопросы экологии заботят все большее число граждан. Теперь важно, чтобы не только производство было безопасным, но и готовая продукция должна быть благоприятной к природной среде, жизни и здоровью потребителей".
При этом большая часть компаний малого бизнеса (56%) не проводит каких-либо инициатив в области охраны окружающей среды. В качестве традиционных мероприятий малые компании указали сбор и утилизацию отходов (14%), благоустройство городского ландшафта (12%) и использование экологически чистых материалов и оборудования (10%). "В России последние несколько лет наблюдается особенная тенденция заботы крупных коммерческих и некоммерческих организаций об экологии, - констатирует Нана Смирнова из "ОСГ Рекордз Менеджмент Центр". - Руководства устанавливают специальные контейнеры для сбора батареек и лампочек на предприятиях, оборудуют зеленые офисы. Компании обратили внимание, что негативное влияние на экологию оказывает напрасное использование их сотрудниками бумажных документов. По статистике, например, договор распечатают шесть раз, прежде чем его подпишут обе стороны. Комфортное решение для компаний с большим документооборотом - экологическое уничтожение документов".
Например, Нордеа Банк размещает в своих офисах сертификат о том, что уничтожает документы экологическим путем. А в компании "СКБ Контур" действует программа "ЭКО-офис". "Постоянно работают пункты сбора вторсырья: бумага, батарейки, пластиковая посуда. На офисных кухнях используется многоразовая посуда, в исключительных случаях - бумажная. Приветствуем создание "зеленых зон" в рабочем пространстве сотрудников. Проводим общефирменные мероприятия, нацеленные на сближение с природой как самих сотрудников, так и их детей", - рассказала Светлана Скользкова, директор по персоналу компании.
Примечательно, что сотрудников не вовлекают в процессы "сверху", все они действуют исключительно по внутреннему убеждению. "Мы проводим акции с помощью сотрудников, подключаем к ним дистрибьюторов. Собрать их нетрудно. Мы решаем, что будем проводить акцию, предлагаем всем желающим, они всегда с удовольствием откликаются", - рассказала Елена Демыгина, организатор акции "Чистый берег - чистая вода" компании Amway.
Вопросам уборки и переработки различного мусора бизнес уделяет много внимания. Они не требуют больших финансовых вливаний, а людей воодушевляют. Непосредственно на работе это происходит "автоматически", а за пределами офиса это чаще всего волонтерские акции и различная материальная помощь, например приобретение различного инвентаря и спецодежды организациям ЖКХ, предоставление ресурсов для таких акций (самосвалы под вывоз мусора).
Объем инвестиций, выделяемых на экологию, зависит от конкретных проектов. Он может составлять от 0 до сотен миллионов рублей в год, отмечает Елена Смирнова, ведущий эксперт Экобюро GREENS: "Если это разовая волонтерская акция в год для 20 сотрудников - стоимость такого проекта около 50 тыс. руб. (или вовсе бесплатно), а могут быть большие проекты в области просвещения - это уже около 5 миллионов рублей за проект".
По объему частных пожертвований и вовлеченности сотрудников компаний в волонтерские проекты Россия пока уступает Европе и США, однако популярность частной филантропии и добровольчества растет. Вопросам экологии уделяется все больше внимания, а значит, бизнес продолжит принимать участие в них, причем не только финансовое.
Артем Сидоров, руководитель Росприроднадзора:
Необходимо развивать институты общественного контроля за состоянием окружающей среды, разного рода добровольческие организации в этой области: "Мы всячески поддерживаем идею создания на федеральном уровне законодательной основы для работы общественных экологических инспекторов, придания им официального статуса и полномочий. Важнейшим инструментом для предотвращения нарушений является экологическое просвещение, формирование экологической культуры в обществе. Общественное давление, публичное порицание за нарушения экологических норм - это тоже действенные способы воздействия на нарушителей. Именно гражданским активистам по силам оперативно обнаружить незаконную свалку. Не проходить мимо, а проинформировать надзорные органы о безобразии. Или призвать нарушителя не мусорить, убрать за собой.