225 лет назад родился автор "Аленького цветочка" Сергей Аксаков

Младенец, появившийся на свет в Уфе 1 октября (по новому стилю) 1791 года, неплохо знаком и детям XXI столетия - хорошо всем известный и поныне мультфильм режиссера Льва Атаманова снят в 1952-м по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек". Небольшой текст, услышанный "в ребячестве" от ключницы Пелагеи, служившей у его деда Степана Михайловича, автор скромно поместил в качестве приложения к опубликованным за год до его смерти, в 1858 году, "Детским годам Багрова-внука". Со временем приложение зажило собственной жизнью, и большой писатель Аксаков в первом приближении кажется литератором детским, что неправда.

На самом деле Сергей Тимофеевич и фамилия, прославившая не одного его, - это блистательная иллюстрация к разговорам о благе идей Просвещения для российского миросозерцания и о пользе для России дворянского сословия, коего большевики в свое время всерьез и надолго сбросили с парохода современности. Сочинительские труды лишь оттенили главное в Аксакове - смышленый представитель древнего и славного, но далекого от аристократии рода в первой половине позапрошлого века своими трудами и могучим интеллектом оказался способен создать идеальную дворянскую семью с "особой атмосферой взаимной любви и подлинной теплоты".

И совсем не случайно главный его писательский труд именуется "Семейной хроникой", которую критик Юлий Айхенвальд более чем столетие тому назад в "Силуэтах русских писателей" окрестил "одним из самых уютных уголков русской литературы". Фамильный уют и традиции при таком взгляде обретают весьма протяженное во времени значение: "Они были серы, эти необразованные оренбургские помещики, но Аксаков убедил нас, что всякая жизнь интересна и что ни одна жизнь не заслуживает смерти". Айхенвальд верно уловил и глубокую погруженность Сергея Тимофеевича в настоящую историю: "Не всякий умеет вспоминать. Аксаков же обладал этим даром всецело. В дневнике его души не изгладились желанные образы родных; они никогда не стали для него чужими и мертвыми. Он не принял смерти, с нею не примирился. Он сумел, в пожилые годы оглянувшись назад, припомнить все детали ушедшего детства, оживить потускневшие лица и воспроизвести тембр отзвучавших голосов. Он воскресил даже и тех, кого сам не видел, о ком только слышал из чужих родственных уст. Это не только память ума, это больше - память сердца".

И эта живительная сила аксаковской личности ярко отражалась во многих деталях его биографии, силу эту не поколебала даже длительная чиновная карьера в местах не слишком романтических - Экспедиции о государственных бумагах, Московском цензурном комитете и Константиновском межевом институте, в бытность директором которого он устроил туда преподавателем русского языка далекого от его собственных воззрений Виссариона Белинского. Обладал Сергей Тимофеевич и еще более редким даром - объединять в своем московском доме, а затем и в знаменитом имении Абрамцево разумных людей. В присутствии Гоголя и Щепкина незаурядными личностями выросли и его дети: двое из них, сыновья Константин и Иван, видные славянофилы, обрели и свое собственное место в отечественной истории.

Старший же Аксаков и полтора с лишним столетия после смерти оказывается ко всему прочему человеком удивительно современным, а не только степенным отцом означенных славянофилов. Актуальные и по сей день занятия театрального и литературного критика он благополучно сочетал со страстной погруженностью в охоту всех видов, ружейную и грибную, не исключая и уженье рыбы. Любимым занятиям он с азартом первопроходца посвятил чудесные по языку и подробные по части технологии состязания человека с природой тексты, не призывавшие ждать от этой самой природы милости: "Тот уже не охотник, кто закидывает маленькую удочку на мелкую рыбу там, где клюет крупная: лучше просидеть или простоять несколько часов, ничего не выудив, глядя на неподвижные наплавки, но ежеминутно ожидая богатой добычи, чем приняться за тасканье дрянных плотичек и, может быть, отогнать этим больших рыб". О "дрянных плотичках" и даже о пескарях с уклейками у Аксакова разговор подробный настолько, что и этих экземпляров помельче по прочтении "Записок об уженье рыбы" страсть как хочется изловить .

Так что не устарел Сергей Тимофеевич, не устарела и аксаковская манера вспоминать и "воспроизвести тембр". Уникальной дворянской фамилии именно в духе этой традиции "тихого подвига воспоминания" сегодня посвящены серьезные исторические труды, на основании которых совсем недавно, в 2015-м, появилась и более чем 500-страничная книга "Аксаковы: семейная энциклопедия". В этом труде большая семейная хроника охватывает все 29 отмечаемых ныне генеалогами поколения, все три ветви рода: московско-калужскую, тульско-рязанскую и уфимско-самарскую. Создатели энциклопедии во главе с известными историками Сергеем Каштановым, Алексеем Кулешовым и Олегом Наумовым в полном соответствии с традицией, обозначенной Сергеем Тимофеевичем, вспомнили все подробно и основательно.

Не случайно главный писательский труд Аксакова именуется "Семейно хроникой"

Отныне не только известные многим Аксаковы из XIX века, но и десятки их предшественников и потомков через посвященные им специальные статьи в своем собственном измерении нашли свое место в большой истории России, куда бы ни забрасывала их судьба после 1917 года - в Югославию или Австралию, Аргентину или на Мадагаскар. "Аксаков прежде всего - потомок, и среди равнодушных и забывчивых он единственный свято блюдет культ предков. Его душа - "страна воспоминаний". Удержать прошлое, интимное, милое, не дать ему уйти - это, конечно, большая заслуга", - подметил Айхенвальд в начале прошлого столетия. И весьма символично, что уже в веке нынешнем старинный род усилиями современных летописцев и нынешних представителей фамилии оказался способен не только удержаться в настоящем, но и удержать прошлое, как и завещал самый известный из Аксаковых.