Новости

29.09.2016 00:09
Рубрика: Культура

Можно ли сказку дернуть за хвостик?

Принцесса на горошине, или Почему книжка про самосвал так нравится девочкам
Нам ни за что не догадаться, какие книжки понравятся нашим детям. Вот подхожу к прилавку с четырехлетней внучкой. На прилавке - десятки ярких книг про принцесс, гномов, волшебников, а девочка выбирает книжку "Жил на свете самосвал". Стихи Агнии Барто, помните:

Жил на свете самосвал,

Он на стройке побывал,

Подкатил с утра к воротам,

Сторожа спросили:

- Кто там? -

Самосвал ответил так:

- Я привез отличный шлак...

Прямо скажем, для Агнии Львовны это стихи не первого ряда, не самый яркий шедевр. Но что делать, покупаю про самосвал, идем домой. Вот сейчас, думаю, начнем читать, и ребенок осознает, как он ошибся книжкой, схватил, что попало под руку. Ничего подобного - читаем про самосвал с утра до ночи. Ребенок с восторгом декламирует про самосвал всем встречным и поперечным. Через два дня уже вся семья знает бессмертные стихи Барто наизусть. При слове "самосвал" бабушка вздрагивает, и все взрослые мечтают, чтобы Барто взяла свои слова обратно. Засыпаем только с книжкой про самосвал. Вот такая принцесса на горошине.

Понятно, что вскоре малышка столь же страстно полюбит другую книжку, но какую именно - этого не угадает и целый научный институт. И так со всеми детьми. Мы можем что-то предполагать, но выбор ребенка всегда будет для нас неожиданным. Нам остается лишь сделать так, чтобы все книжки, которые приходят в дом, были хорошими, добрыми, красивыми. Это очень непросто - поиск и подбор хороших книг требует времени, терпения, подходящего настроения. Но надеемся, что в этом трудном деле вам помогает наша рубрика.

Анна Юдина. Истории с хвостиком.

Рисунки автора. Москва, "Лабиринт Пресс", 2016.

Двенадцать авторских сказок молодого художника-иллюстратора Анны Юдиной о дружбе и приключениях лесных зверят: скромного и отважного Ежика, добрячка Барсучка, запасливого Хомячка-толстячка, хвастливого Мышонка, веселого Крольчонка и непоседу Бельчонка. Все сказки замечательны, а самая замечательная - о том, как зверята соревновались, кто громче пискнет и своим писком разбудит медведя, но мишка спал и спал. Тогда они пискнули все хором, а медведь только перевернулся на другой бок, проворчав: "Что-то сегодня комары особенно распищались..."

Книга адресована детям 3-6 лет и на редкость точно соответствует интересам, увлечениям и вкусам малышей именно этого нежного и очень ранимого возраста. Иллюстрации не просто профессиональны, а исполнены с огромной любовью и изобретательностью. Если приглядеться, то на каждой странице можно найти настоящие лесные травки, листочки и цветы, бережно подобранные, засушенные и отсканированные. Среди такого настоящего гербария и действуют герои книги, напоминая маленькому читателю, что рядом - в траве, под лопухом, среди осенних листьев под ногами - течет своя таинственная жизнь, к которой надо относиться бережно и внимательно.

Марзия Габдулганиева. Марийкины рассказы.

Москва, "Априори-пресс", 2015.

Эта книга - повод для уютного вечера семейных воспоминаний.

Форзацы книги, составленные из праздничных открыток, марок и газет 1950-60-х годов, сразу подсказывают, о чем пойдет речь - о детстве в эпоху "оттепели".

Автор книги окончила авиационный институт в Казани, работала конструктором на авиазаводе в Ташкенте и на заводе системы Атоммаш в Глазове, а детство ее прошло в городе с чудесным названием Вятские Поляны. Уже много лет я любуюсь названием этой лесной вятской станции, проезжая на поезде из Москвы на Урал. Всегда с сожалением провожаю глазами перрон милых Вятских Полян, а остаться на этой станции пока не решаюсь...

Книга написана без всякой претензии на беллетризацию, без ностальгических вздохов, тем чистым, ясным и простым слогом, каким говорят хорошие учителя начальных классов. И когда автор в рассказе "Апельсины на Новый год" пишет о рождественском чуде, случившемся в маленьком городке на берегу Вятки - этому веришь безусловно.

Оформление книги имитирует тетрадь в косую линейку, и трудные слова из той давней советской жизни объясняются здесь на полях: "буржуйка - железная печка-времянка", "рубероид - пропитанный особым составом картон, применяемый как кровельный и изоляционный материал", "шифер - строительный материал из серого сланца"... Рисунки художницы Ольги Павловой непритязательны и напоминают зарисовки в альбоме для эскизов. Очевидно, детям будет интересно увидеть на иллюстрациях то, что давно исчезло из нашей жизни: вот чернильница и перьевая ручка, а вот машинка "Зингер" и бидон с молоком, вот самодельные бумажные фонарики на елку, а вот плакат "Пионер - всем ребятам пример"...

"Марийкины рассказы" адресованы тем детям, которые давно читают сами, ребятам десяти-двенадцати лет, но все-таки такие мемуарные книжки могут заинтересовать современных детей лишь при чтении вслух - в исполнении родителей, а еще лучше - дедушек и бабушек. Слишком многое из реалий советской жизни нуждается сейчас в пояснениях.

Олег Бундур. Царское море.

Рисунки Карины Соловьевой. Санкт-Петербург, Москва. 2016.

О. Бундур. Крымские каникулы.

Симферополь, "Ариал", 2016.

Каждая книга Олега Бундура - это всегда новое удивительное путешествие. На этот раз у детского писателя и доброго врача из Кандалакши вышло сразу две книги. Одна - о путешествии на ледоколе по Карскому морю, а вторая - об отпуске на юге, в Крыму. Обе книжки - документальные дневники. Но дневники не простые, а полные и мягкого юмора, и очень важных мыслей, и очень полезных сведений, а еще сколько запахов и звуков!

Мне северная книжка Бундура понравилась больше, чем южная. Но это потому, что я с детства люблю летом читать про полярников, льды и торосы. Одни названия глав заставили меня сразу схватиться за "Царское море": "Морской волк", "Соленое море", "Мангазея"...

А "Крымские каникулы", наверное, лучше всего читать зимой: за окном метель, а ты читаешь про пляж и прогулочные кораблики, про Алушту и Ай-Петри, про виноград и крымский королек, рахат-лукум и золотой инжир, про дыни и яблоки... Кстати, "Яблоки" - один из самых сильных рассказов в книге. Маленький, на две странички рассказ, а вместились в него и восторг северянина от того, что яблоко можно сорвать с ветки прямо на улице, и пронзительная память о дедушке, военном трубаче в Конной армии Буденного... Нет, Бундура пересказывать не буду - зачем отнимать у вас радость прочитать все собственными глазами?

Секрет увлекательности всего, о чем пишет Бундур, спрятан им в надежном месте. Очевидно, где-то в труднодоступных районах Севера. А если серьезно, то Олег Бундур - из того ряда писателей, которые могут писать вслед за Чеховым о чем угодно, хоть о спичечном коробке, и это будет интересно. А еще Бундур любит своего читателя, протягивает ему все, что имеет за душой, и в этом не суетливое желание понравиться, а то стремление быть верным другом, которое бывает у мальчишек в двенадцать лет. Олегу Бундуру уже пять раз по двенадцать, но он сохранил храброе, чистое и благородное сердце мальчишки.

Прощаясь с ледоколом, он пишет: "Целых три недели я был в Арктике и ужасно счастлив... Наверное, я никогда больше не смогу повторить это путешествие. Да и никто из моих друзей-приятелей не решится на это... Неохота ни читать, ни писать, просто сижу и все. Даже в иллюминатор не смотрю. Я счастлив! Счастлив, но почему-то грустно. Наверное, потому, что по-настоящему счастливым можно быть, если есть с кем поделиться..."

Теперь, я надеюсь, автор счастлив совершенно, ведь он поделился своим счастьем с тремя тысячами читателей (такой тираж у книжки "Царское море").

Г.-Х. Андерсен. Принцесса на горошине.

Санкт-Петербург - Москва, "Речь", 2016.

Художница Ирина Ивановна Казакова увидела героев знаменитой сказки словно через стекло с солнечными зайчиками - так забавны, нежны и лучезарны ее рисунки. Разглядывая эти иллюстрации, улыбнется даже самый хмурый человек. Жаль - сказка коротка, и, как ни старалась художница продлить наше очарование своими чудесными картинками, горошину унесли в кунсткамеру, и последняя страница перевернулась. Кстати, какая она по порядку - об этом можно узнать, лишь пересчитав все страницы - номеров-то на них нет! Как говорят дети: ну и пусть, что их нет. Тем, кого искренне волнует судьба нежной принцессы, номера страниц вовсе неинтересны.

Ирина Токмакова. Вечерняя сказка.

Санкт-Петербург - Москва, "Речь", 2016.

Эта стихотворная сказка вышла в серии "Любимая мамина книжка", а могла бы выйти в серии "Любимая бабушкина книжка", если бы такая была. История про маленького Женьку, который не хотел спать и чуть было не оказался похищен совами, живет во многих семьях с начала 1960-х годов и, конечно, истрепалась. И вот - книжка родилась заново. В ней все те же поэтичные акварели Нины Носкович. Кстати, в образе человека, который спасает Женьку, легко узнать другого замечательного художника - Льва Алексеевича Токмакова.

Кстати

80 лет назад в "Правде" вышла небольшая статья Корнея Чуковского о детском чтении. Это невероятно, но то, о чем написал автор "Мойдодыра" в 1936 году, кажется написанным сегодня.

Спрашиваю у школьников 9-го класса:

- Кто такой был Тютчев?

Отвечают:

- Футболист... Чемпион футбола.

И только один говорит неуверенно, что какой-то Тютчев был как будто писатель.

К. Чуковский. Унылые педагоги (Письмо из Киева). "Правда", 8 сентября 1936 года.

Культура Литература
Добавьте RG.RU 
в избранные источники