В расписание уроков вернется астрономия. Когда-то на этот предмет отпускалось 35 часов в год. Сейчас - от силы 5, да и то эти часы размыты в курсе физики.
- Астрономию надо преподавать в школе, сомнений нет. Возврат будет точно. Мы сейчас думаем о том, как это сделать, - пообещала Ольга Васильева.
По ее словам, писать новые учебники по астрономии не придется: "Хорошие учебники уже написаны". Речь пойдет только о доработке пособий.
- Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, работу на приусадебных участках, которая была всегда, уборку школьных помещений, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника, - уверена министр. - Мы должны вернуть прежде всего ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет.
Сегодня для того, чтобы ученик пришел на субботник или вышел на прополку пришкольного участка, надо просить разрешения родителей и согласие администрации. О сельских профильных классах и говорить нечего - ни в коровник, ни на агростанцию без кучи бумаг ученика не пустят. Как же тогда приучать детей к труду?
- Для меня было большим откровением узнать, что начальная школа имеет 405 учебников. Такое "проглотить" не может никто, - считает министр. Она пообещала, что количество учебников будет снижаться. - Да, это сложно, потому что это большой бизнес, это издательства, но это должно быть сделано.
К слову, сейчас по окружающему миру школам предлагается выбрать из пяти комплектов книг с 1-го по 4-й классы. Учебников по изобразительному искусству и того больше - семь линеек от разных издательств, по музыке - восемь, по физкультуре - девять!
- Я общалась очень много с учителями начальной школы, потому что начальная школа - это основа основ. Многие из них говорят, что сейчас программа слишком легка. Они не говорили, что она примитивна, они говорили, что она проста. Здесь требуется большая экспертная оценка, но она должна быть не в одной экспертной группе, которая существует десятилетия, а это должна быть Российская академия наук, Российская академия образования, региональная наука, - сказала Ольга Васильева на заседании Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
- Я за то, чтобы базовые предметы были у всех. Я не говорю про один учебник, но я говорю про учебник, который будет базовый, и учебники, которые будут углубленными. То есть то, что мы получили по истории. Сейчас есть историко-культурный стандарт, по его примеру и должна быть создана единая образовательная база. Это нужно делать как можно быстрее, чтобы по каждому предмету было не больше трех линеек учебников, - считает Ольга Васильева.
- Меня очень сильно волнует ситуация в начальной школе, особенно "родное чтение" и возвращение внеклассного чтения, - сказала министр на форуме учителей русского языка и литературы "Российская словесность - культурный код нации и основа воспитания уважения и любви к родному Отечеству", который прошел в Волгограде. Она считает, что в школах нужен список литературы, который стал бы обязательным для всех учеников, как это было раньше.
- Имея багаж, мы возвращались к тому или иному произведению, перечитывали. А тут вдруг взяли и два поколения отодвинули. Считаю, что этот вопрос надо решать. Надо возвращать обязательный список, - уверена министр.
- Наверное, учитель должен пройти через специалитет, а не бакалавриат. Этот вопрос обсуждается, он в поле зрения, - сказала Ольга Васильева, добавив, что подобные изменения могут коснуться ряда инженерных и силовых вузов. - То, что внедрение педагогического бакалавриата принесло непонятный результат, очевидно всем.
- У нас очень большие проблемы с педагогическим образованием. Вузов осталось мало. Многие вузы остались на базе факультетов. Пока прекращены все слияния, будет рассматриваться каждый отдельный случай, - пообещала министр.
- У учителя должно быть три документа. Первый документ - рабочая программа, второй - классный журнал... И третий документ - это дневник, - отметила Ольга Васильева. - Не нужно загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов...
- Каждый должен понимать, что работа учителя это не услуга, - высказала свою позицию министр. - Я буду запрещать вам произносить слово "услуга". Мы должны в кратчайший срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия школы с родителями.
Сейчас отношения между учителем и родителями перевернуты, по словам министра, с ног на голову. Если раньше авторитет учителя был непререкаем и на встречах с родителями именно педагог говорил, на что надо обратить внимание, то сегодня это совершенно другая картина: "стоит учитель, а ученик и родитель пытаются что-то объяснить".
А вот начальной военной подготовки (НВП) в школьном расписании не появится. По словам министра, все те навыки, которые раньше давали школьникам на НВП, есть в курсе основ жизнедеятельности.