Никогда не мечтая о карьере профессионального оперного певца, вы, тем не менее, смогли покорить сцену. Как такое случилось?
Алмаз Истамбаев: То, что стану оперным певцом, мне даже во сне не снилось. Хотя петь нравилось. В шесть лет родители привели в хоровой кружок "Алтын шам" при майли-сайской швейной фабрике. Мое исполнение понравилось преподавателям, и я стал солистом. Пел в армейской самодеятельности, не бросил это занятие и после службы, когда устроился на местный электроламповый завод. Выступал с ансамблем в клубе. В 1997 году на глаза попалась заметка о том, что в Бишкеке проводится конкурс молодых исполнителей. Несмотря на то что до его начала оставалось два дня, директор завода Николай Мелькер и председатель профкома Валентина Хмелева настояли на моем участии в конкурсе. За одну ночь записал фонограмму своей песни о Майлуу-Суу "Светлый город" и утром выехал в Бишкек. В составе жюри были народные артисты КР Муратбек Бегалиев, Талгар Жакшылыков, заслуженный артист Алтынбек Сапаралиев, а также известный российский композитор Александр Зацепин.
Председателем был мэр столицы Борис Силаев. После выступления ко мне подошла вице-мэр Любовь Комиссарова и поинтересовалась, не хочу ли получить музыкальное образование и стать профессиональным вокальным исполнителем. Я согласился. Так я поступил в консерваторию. Окончил ее в 2005 году по специальности "Академическое пение, концертно-камерный певец". Моим преподавателем был народный артист СССР, профессор Токтоналы Сейталиев. Была ли такая судьба предначертана свыше? Наверное, да.
В наше время молодежь больше стремится сделать карьеру на эстраде, вы же выбрали оперу. Почему?
Алмаз Истамбаев: Признаюсь, что поначалу не слишком любил оперу, но моя первая преподавательница в музыкальном училище по классу сольного пения Анара Таджибаева после нескольких месяцев занятий убедила, что я не эстрадный, а оперный певец. К тому же хочется, чтобы будущее поколение было более интеллигентным и, если можно так сказать, воспитанным. Если говорить о том, почему не ушел в эстраду, отвечу словами известного российского певца, лидера группа "ДДТ" Юрия Шевчука: "Сейчас большинство артистов - это официанты". То есть исполняют то, что заказывает толпа. Но предназначение артистов классического жанра - вести публику за собой. Еще во времена СССР в бедных семьях старались, чтобы кто-то выбился в люди, то есть уехал в город, получил высшее образование, стал интеллигентным. В данном контексте важно именно приобщение к классическому искусству. Сейчас появилось такое направление, как поп-опера. Яркими его представителями являются Андреа Бочелли, Алессандро Сафина. Они одинаково талантливо поют и оперные партии, и рок, и джаз, и эстрадные композиции. В этом же направлении работает мой друг Денис Седов. Они нашли, если можно так сказать, золотую середину исполнения, которая не просто интересна публике, но и показывает людям разносторонность классического искусства. Был случай, когда один из близких друзей представил меня своим коллегам как эстрадно-оперного певца. Это направление, на мой взгляд, ближе молодому поколению, чем традиционная классическая опера, которая все же является специфическим элитарным продуктом.
Исполнение какой партии можно считать началом вашей профессиональной карьеры?
Алмаз Истамбаев: В постановке "Чио-Чио-сан" Джакомо Пуччини, где главными солистами были народная артистка СССР Кайыргуль Сартбаева и мой учитель Токтоналы Сейталиев, мне досталась роль Горо. Это маклер, который показывает лейтенанту американской армии Пинкертону дом, где тот собирается поселиться со своей будущей женой Баттерфляй. Исполнение, казалось бы, второстепенной партии - колоратурное соло. Оно самое сложное по технике исполнения, но мне удалось справиться.
Есть ли у вас любимое произведение?
Алмаз Истамбаев: Это, конечно же, "Посвящение Карузо". Наверное, поэтому друзья, когда видят меня, говорят: "Вот наш Карузо пришел". Когда пою это произведение, душа наполняется каким-то особенным теплом. Не знаю, с чем это связано, но вот так происходит.
Вы начали работу над большим проектом "Алмаз и друзья". Может он стать тем самым трамплином для бедной, но талантливой молодежи?
Алмаз Истамбаев: Идейным вдохновителем этого проекта стал главный режиссер Государственного национального театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева Искендер Сартбаев. Принять участие в нем согласились звезды мировой оперы Денис Седов, солистка Мариинского оперного театра Екатерина Шеманович и солистка нашего театра, выдающаяся исполнительница Асель Бекбаева. В наших планах организация республиканского фестиваля, цель которого - найти талантливых вокалистов. Он чем-то будет напоминать российский конкурс имени Муслима Магомаева. Планируем проводить его раз в год.
Задумка грандиозная, но есть ли у вас какая-то поддержка от министерства культуры или других государственных структур? Обращались ли вы сами к ним за помощью?
Алмаз Истамбаев: Одна из черт моего характера - жить, придерживаясь совета Воланда из романа "Мастер и Маргарита": "Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут". Пока ничего не дали, но просить не буду, да и не умею этого делать. Я благодарен судьбе, что она наградила меня не только талантом, но и множеством друзей, которые помогают. Например, мы с Денисом Седовым записывали совместный клип "Вальс озера", где он будет петь на киргизском языке. Кстати, постановщик съемок - известный режиссер Марат Саруулу. Мы хотим показать все красоты Иссык-Куля. Идею клипа подсказала ведущая Пятого канала Санкт-Петербурга, продюсер, актриса и мой хороший друг Анастасия Дьякова. Она была ведущей на первой премьере проекта "Алмаз и друзья".
Возвращаюсь к теме классического искусства в Киргизии. Не секрет, что оно переживает трудные времена, да и меценатов, которые бы его поддерживали, не так много. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы меценатство в республике стало более популярным?
Алмаз Истамбаев: Просто не мешать тем, кто желает бескорыстно помогать.
Кроме таланта певца, оказалось, что у вас незаурядные организаторские способности, и масштаб вашего проекта тому подтверждение. Если предположить, что вам предложили поменять артистическую карьеру на политическую, например, стать депутатом парламента от какой-нибудь партии, вы бы согласились?
Алмаз Истамбаев: Скажу честно, да. Мне ведь многие проблемы культурной жизни страны известны не понаслышке, и есть свое видение их решения. Обладая же определенными полномочиями, это сделать гораздо легче и быстрее. Ведь и дальше убивать наше культурное наследие - это преступление перед потомками. Что мы оставим им в наследство? В последнее время стало модным многое брать из западной культуры, причем не всегда хорошее. При этом забывают, что у нас есть свое национальное достояние. Думаю, что после вторых Всемирных игр кочевников, которые прошли на таком высоком уровне, ситуация изменится. Люди увидели, сколько у нас своих прекрасных традиций.
Вместе с тем
В творческой копилке Алмаза Истамбаева исполнение ведущих вокальных партий в постановках мировой, европейской и национальной классики: "Чио-Чио-Сан" - Горо, "Волшебная флейта" - Моностатос, "Евгений Онегин" - месье Трике, "Риголетто" - Борса, "Кармен" - Ремендадо, "Паяцы" - Арлекин и другие.