Что ждет вятскую медицину в связи с отставкой прежнего руководства, на что сделает ставку новое и чего ожидать врачам и пациентам, корреспондент "РГ" решил узнать из первых уст.
Дмитрий Александрович, какое досталось вам "наследство", какие основные проблемы можно обозначить сегодня в здравоохранении региона?
Дмитрий Курдюмов: Я бы не стал ставить вопрос о "наследстве", лучше давайте пройдем путем пациента и рассмотрим основные этапы оказания медицинской помощи. Начнем с регистратуры. Сегодня пациент сначала отстаивает общую очередь, после чего сталкивается с регистратором, который даже не всегда знает, какие права есть у пациента - из-за этого возникают конфликты. Затем пациент с талончиком ищет нужный кабинет, где снова ждет очереди, теперь уже на прием. Хотя на дворе давно уже век новых технологий.
В центре, которым я руководил, мы внедрили систему электронной очереди, технология реализована еще в нескольких медучреждениях региона и оправдала себя полностью. Особенно если медучреждение крупное, а подразделения находятся в разных зданиях.
Но электронная очередь не снимает проблему отсутствия специалиста, на что жалуются сегодня многие...
Дмитрий Курдюмов: Проблема очень серьезная, она включает в себя несколько составляющих. Начнем с нехватки врачей, прежде всего в районах области. Сегодня молодой врач, который захочет работать на селе, может получить в общей сложности разовую выплату за счет областного и федерального бюджетов до 1,5 миллиона рублей. В большинстве случаев обеспечивается жильем либо ему оплачивают съемное. Но желающих из числа выпускников нашей медакадемии очень мало: ни деньги, ни даже жилье не являются решающим фактором.
Проблема в другом. Например, ко мне обращается хирург из какой-нибудь районной больницы. Я знаю: это молодой, перспективный врач, умеющий и желающий работать. Но если возьму его на работу в Киров, ЦРБ останется без хирурга. И молодые врачи, которые хотят карьерного роста, учитывая это, просто не поедут в глубинку из боязни остаться там навсегда. У молодых докторов должна быть некая гарантия профессионального роста: отработав какое-то время в медучреждении низшего уровня, они при наличии хороших результатов смогут перейти в другое. Понятно, что качественная медпомощь должна одинаково оказываться в медучреждениях любого уровня, тем не менее... Если не выстроим такую систему, проблемы с притоком новых кадров не решить. Сейчас мы работаем в этом направлении, хотя в какой форме появится такая гарантия, полной ясности пока нет. Возможно, это будет некое соглашение в рамках медицинской ассоциации.
Именно из-за нехватки специалистов пациент зачастую вынужден мотаться по другим поликлиникам?
Дмитрий Курдюмов: Да. Причина - отсутствие внятной логистики. Летом в РОП обратился житель Кирова. Его выписали из больницы под наблюдение хирурга, которого в участковой поликлинике нет: ехать к нему надо за 10 с лишним километров. А речь идет о больном человеке...
Пока нет необходимого количества специалистов, нужно разработать четкую логистику: кто, куда и когда направляется. С этим связано и планирование отпусков. Понятно, что всем хочется уходить на отдых летом. Но при этом не должна оголяться больница, график отпусков должен быть равномерным.
Человек попал на прием к специалисту, и выяснилось, что пациенту придется ложиться в стационар...
Дмитрий Курдюмов: Здесь тоже возникает ряд проблем. Например, в больнице есть высококвалифицированные специалисты, но лекарственное обеспечение слабовато: часть медикаментов пациенту приходится покупать за свой счет. С какой стати, если они положены ему бесплатно? Проблема - в системе планирования приобретения медикаментов, которая во многих медучреждениях просто отсутствовала до сих пор. Каков средний расход медикаментов, сколько осталось, сколько нужно получить для бесперебойной работы? Ответы с высокой степенью точности позволяет получить информационная система, но для этого нужно внедрить так называемый модуль "Аптека", который есть сегодня только в нескольких учреждениях региона. Суть его в том, что туда можно вносить шаблоны медикаментов не по фирменным наименованиям, а по международным непатентованным. Сегодня же возникает ситуация, когда доктор назначает пациенту медикаменты по фирменному названию. Они заканчиваются, новая партия еще не поступила, и какое-то время препарат просто не назначают. Абсурд.
Когда мы внедрим "Аптеку" во всех медучреждениях, они смогут своевременно пополнять запасы, а пациент будет обеспечен в стационаре всем необходимым. И даже возникнет экономия, порой весьма значительная. В центре, которым я руководил, - до 30 процентов. Еще один момент: все ресурсы должны распределяться справедливо. Сегодня часть районных больниц испытывает дефицит финансирования, и эту ситуацию мы будем исправлять.
Многих насторожила ситуация в областном центре с водителями "скорой", которые пригрозили забастовкой, если им не выплатят зарплату...
Дмитрий Курдюмов: Ситуация сложилась из-за того, что компания, обслуживающая машины "скорой" на аутсорсинге, не выплатила водителям зарплату. Хотя все деньги согласно договору мы перечислили им полностью. Все это результат монополии, полученный из-за перевода автопарка "скорой" на аутсорсинг. Мы оказались заложниками ситуации, когда при отсутствии конкуренции альтернативы просто нет. Сейчас аванс водителям выплачен, проблему на время удалось разрешить, но это сигнал: ситуацию нужно менять. Как минимум - создавать альтернативную государственную структуру.
Что касается машин "скорой", контракт заключен в прошлом году сроком на пять лет, и разорвать его мы пока не можем. Сейчас за услуги компании мы платим более 90 миллионов рублей в год - около 2,6 миллиона в расчете на одну машину. Насколько это выгоднее, чем содержать свой автопарк, как было раньше, мы поймем после ревизии хозяйственной деятельности. Будем проводить аудит, как, впрочем, и во всем здравоохранении.
С чем связана смена главврачей сразу двух крупных областных больниц - клинической и онкодиспансера?
Дмитрий Курдюмов: В первой выяснилась удивительная вещь. Оказалось, что в мае 2015 года по договору безвозмездного пользования ее центральный корпус площадью более четырех тысяч квадратных метров был передан на 20 лет частной компании. Туда планировали перевести из областной клинической больницы несколько отделений (урологии, анестезиологии, эндокринологии, реанимации, сердечно-сосудистое и ряд других), которые работали бы в системе обязательного медицинского страхования Кировской области за счет бюджета кировского фонда ОМС.
И вместо развития этих отделений в госучреждении прежнее руководство решило, что там должен работать, получая прибыль, частник, к которому переводится персонал. Я за здоровую конкуренцию, за развитие частного здравоохранения, но не за счет же разрушения государственного!
Что касается онкодиспансера, оттуда поступали справедливые жалобы на качество медпомощи и покупку медпрепаратов за счет пациентов, на неоправданно большие расходы и отсутствие организационно-методической работы с районами области. А уровень смертности от онкозапущенности в Кировской области выше, чем в среднем по стране. Все это предстоит исправлять новому главврачу, который уже не раз выступал в роли антикризисного управляющего.
И это не последние кадровые изменения. В частности, я категорически не согласен с назначением в последние годы руководителей и их заместителей в ряде медучреждений региона, когда некоторых толковых главврачей просто "попросили" уйти. Будем исправлять ситуацию.