Определить предельно допустимую для региона техногенную нагрузку, то есть сколько полезного ископаемого можно извлекать без ущерба для окружающей среды, еще десять лет назад попытались ученые из Санкт-Петербурга. Они сделали вывод, что для Новокузнецкого района лимит - десять миллионов тонн в год.
- Это значит, что угледобычу следовало давно сократить минимум вдвое, - говорит региональный координатор проекта ПРООН-ГЭФ "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России" Юрий Манаков. - Но добыча за эти годы значительно выросла, а необратимых экологических изменений не произошло. Так где же тот самый предел? Оказывается, дело не в нем, а в подходах к сохранению баланса между природными, нарушенными и восстановленными территориями.
В Новокузнецком районе, с которого тоже начиналось промышленное освоение Сибири, есть и те, и другие, и третьи. С одной стороны, здесь выдают на-гора порядка 35 миллионов тонн черного золота, с другой - выращивают богатые урожаи на плодородных землях. Численность населения, включая городских жителей, достигает 600 тысяч. И при этом восемьдесят процентов территории занимают горно-таежные ландшафты Кузнецкого Алатау, Горной Шории и Салаирского кряжа, практически не затронутые деятельностью человека.
Экологическую уязвимость этих мест ученые начали комплексно оценивать в 2014 году в рамках проекта ПРООН/ГЭФ - минприроды России, используя как традиционные методы полевых исследований (географические, геоботанические, зоологические и почвенные), так и самые современные. Особенности природно-техногенных систем угольных месторождений изучали по двенадцати основным показателям, включая плотность населения, объем добычи угля, количество автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, коэффициент распаханности территории. А уровень биологического разнообразия определяли по авторской методике, учитывающей видовое богатство и количество редких видов, нарушенность экосистем и некоторые другие важные параметры.
- Полученные результаты позволили нам оценить антропогенную преобразованность, уязвимость геосистем по отношению к техногенным воздействиям и их последствия, баллы природной устойчивости ландшафтов и динамику экологического состояния района, - продолжает Юрий Манаков. - На основе этих данных при помощи ГИС-технологий было проведено зонирование территории по уровню геоэкологической стабильности и составлены картосхемы.
Ученые определили точки с высоким индексом биологического разнообразия, которые могут пострадать после уничтожения или деградации ландшафтов при техногенном воздействии. Экологически уязвимых участков в Новокузнецком районе насчитали пять. Два из них - Костенковские скалы и правый берег реки Чумыш - находятся в зоне влияния предприятий, добывающих угли Бунгуро-Чумышского месторождения, что, конечно же, угрожает биоразнообразию. А к "слабым" местам Кузнецкого Алатау отнесли те, где растет сибирская липа, таежные ландшафты низкогорий в восточной части, в окрестностях деревни Чувашка и на севере, в междуречье Верхней и Средней Терси.
- Все эти данные размещены в Интернете - на сайте администрации Новокузнецкого района, - сообщил Юрий Манаков. - И это пока единственный в Кузбассе район, где имеется такого рода ГИС. А результаты геоэкологической оценки состояния территории позволили нам разработать рекомендации по сохранению и восстановлению стабильности природных ландшафтов в угледобывающих районах. Причем есть свои рекомендации как для муниципалитетов, так и для угольных компаний. А вообще проблема определения приемлемой техногенной нагрузки чрезвычайно актуальна для промышленно развитых регионов. И геоэкологическая оценка помогает прогнозировать и предупреждать в них кризисные явления.