Кто больше всех пострадал от остановки переправы в Севастополе

Севастопольские паромы "Адмирал Истомин" и "Адмирал Лазарев" вторую неделю стоят на приколе. Остановку переправы уже прочувствовали на себе жители Северной стороны - катера ГУП "Севморпорт", на которые пересели пассажиры паромов, не справляются с потоком людей в часы пик.

На приколе

- У входа на катер собирается большая толпа, и не всегда сразу получается уехать, приходится дожидаться следующего, - рассказала "РГ" Ольга Кузнецова, которая ежедневно ездит на работу через Севастопольскую бухту. - При этом условий для ожидания нет, навесы от дождя маленькие, лавочки отсутствуют. В катер людей набивается очень много, стоим в тесноте и духоте.

Паромы брали на себя часть пассажиров в пиковые утренние и вечерние часы, а также позволяли сравнительно комфортно переправляться летом - на открытой верхней палубе, а в холода - в закрытом пассажирском салоне. "В пролете" остались и автомобилисты - на пароме можно было переправиться на Северную за 15-20 минут, дорога в объезд бухты занимает не менее 40. А с пробками - больше часа.

- На дорогу через Инкерман расходуется бензина примерно на 150 рублей, а проезд на пароме стоил 200, - рассказывает автомобилист Александр. - Но на пароме быстрее, если подгадать время. Когда летом на дороге с Северной пробки, паром позволяет их избежать.

Перевозки прекратились после того как оператор переправы посчитал их нерентабельными и разорвал контракт с правительством Севастополя в одностороннем порядке. Компания предложила городу выкупить паромы либо субсидировать перевозку пассажиров, так как тариф в 17 рублей, установленный городом, приводит к убыткам. Тарифы для автотранспорта оператор устанавливает сам, но повышать их до бесконечности не имеет смысла, так как владельцам авто будет дешевле ездить через Инкерман.

- Себестоимость перевозки одного пассажира составляет 30-35 рублей, включая страховку и затраты на обеспечение транспортной безопасности, - рассказала "РГ" директор ООО "Севастопольские транспортные системы" Светлана Мережко. - С 2012 года собственник субсидировал переправу за счет другого бизнеса, но убытки растут, и это стало нецелесообразным. Паромы для Севастополя - внутренний городской транспорт, который может дотироваться из бюджета. С февраля этого года мы направляли письма в правительство города с просьбой рассмотреть вопрос по дотации, но ответ так и не получили.

"Скорые" - в объезд

Больше всех от остановки переправы пострадали экстренные службы. На паромах перевозили машины скорой помощи с пациентами, так как на Северной стороне нет травмпункта, отделения реанимации и детской больницы. По словам Светланы Мережко, в среднем в день переправлялось пять единиц социального транспорта, доставку которого город не оплачивал. Кроме этого, при серьезных ЧП на паромах перебрасывали пожарные машины.

В департаменте здравоохранения Севастополя "РГ" сообщили, что на Северной стороне, где проживает более 30 тысяч человек, есть две подстанции скорой медпомощи - на улице Леваневского и в поселке Кача. Вместе они располагают тремя реанимобилями и таким же количеством выездных бригад. Они часто возят пациентов в больницу N1 в центре Севастополя, больницу N9 в Балаклаве и детскую больницу N5. Теперь времени на дорогу уходит больше, а пока машина на выезде, нуждающимся в медицинской помощи приходится ждать.

- В больнице на Северной есть терапевтическое отделение, где пациентам могут оказать неотложную помощь, - рассказала "РГ" и.о. директора департамента здравоохранения Севастополя Ольга Емельяненко. - Но больных с нарушением мозгового кровообращения и инфарктом миокарда принимает только первая горбольница, их будут доставлять туда.

Она сообщила, что для решения проблемы власти планируют открыть дополнительный травмпункт в Балаклаве. С Северной ее разделяют более 30 километров, прямого транспортного сообщения нет.

- Северная сторона и Инкерман не имеют возможности быстрой доставки пациентов с травмами, - продолжает Емельяненко. - У нас достаточно высокая смертность при травматизме, поэтому рассматривается вопрос создания травматологического центра в горбольнице N9.

Надежда на порт

Пока власти Севастополя стараются компенсировать отсутствие паромной переправы силами "Севморпорта". Его директор Александр Мартынов на днях заявил, что предприятие готово принять весь пассажиропоток. По его словам, по Севастопольской бухте сейчас курсирует шесть пассажирских катеров, вмещающих до 250 человек (два ходят по маршруту Артбухта - Радиогорка, три - от Графской пристани до Северной, и один - от Графской в Голландию и Инкерман).

- Интервал движения составляет 20 минут, - пояснил Мартынов. - При необходимости он может быть уменьшен. Но в связи с окончанием туристического сезона и снижением пассажиропотока такой интервал оправдан.

Однако на деле ситуация не столь оптимистична. Половина катеров портофлота находится в ремонте. Когда в августе один из них сломался, заменить его было нечем, пришлось увеличить интервал движения.

- Катерам по 30-35 лет, а покупкой новых руководство не озабочено, - рассказал "РГ" работник портофлота. - Запчасти на них не покупают, а снимают со старых катеров, которые по несколько лет стоят в ремонте. Людей не хватает - увольняются из-за низких зарплат.

Директор "Севморпорта" пообещал, что в октябре и ноябре из ремонта выйдут два катера, один из которых будет ходить в Инкерман, а второй станет резервным. В рейс планируют выпустить и прогулочный катер "Артековец" на 180 человек, который принадлежит "Севморзаводу" и пока ремонтируется.

Параллельно власти Севастополя пытаются возобновить паромную переправу. Они предложили арендовать паромы "Адмирал Истомин" и "Адмирал Лазарев", но компания заинтересована в их продаже. Также чиновники ведут переговоры с транспортным предприятием из Республики Крым, чтобы взять в аренду другой паром. Но перевозки все равно придется субсидировать, чтобы резко не поднимать тарифы.

- Очевидно, что текущий тариф не покрывает экономически обоснованные издержки, - считает вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев. - Если "Севморпорт" субсидирует перевозку пассажиров за счет других коммерческих видов деятельности, то убытки частного перевозчика покрывать некому. Но мы не считаем рациональным повышение тарифов прямо сейчас.

Комментарий

Дмитрий Овсянников, врио губернатора Севастополя:

- При морских перевозках компании обязаны осуществлять выплаты по страхованию пассажиров. Если включить их в стоимость тарифа, он вырастет с 15 до 30 рублей за билет. Но речь идет о внутригородских перевозках. Мы обратились в правительство РФ и минтранс РФ, чтобы уменьшить обязательные требования по суммам страхования. Есть несколько вариантов развития событий. Либо мы работаем над снижением требований и страховых выплат, либо увеличиваем альтернативные виды перевозок, либо покупаем паромы в собственность Севастополя и субсидируем перевозки. Переправа при любом из вариантов останется.

Справка "РГ"

Регулярная паромная переправа появилась в Севастополе в середине 1950-х годов. На Севморзаводе в 1952-1956 годах были построены три парома проекта 727: "Паром-1", "Паром-2" и "Металлист", прослужившие более 50 лет. В 2012 году российский инвестор - группа компаний "АнРуссТранс" - купила им на смену два подержанных норвежских парома, получивших названия в честь русских адмиралов. Они вмещают до 29 автомобилей и 195 пассажиров. Несмотря на солидный возраст - 32 и 35 лет - владельцы сегодня предлагают их выкупить за 60 миллионов рублей.

Цифра

1 миллион человек и 76 тысяч единиц автотранспорта перевезла паромная переправа через Севастопольскую бухту в 2015 году.