29.09.2016 20:44
Поделиться

Вернер Херцог представил свой новый документальный фильм об интернете

На кинофестивале "Послание к человеку" состоялась премьера нового фильма Вернера Херцога "О, Интернет! Грезы цифрового мира". Как следует из названия, новая документальная работа режиссера - это попытка осмыслить роль технологий цифровой эпохи, ежедневно меняющих нашу жизнь. И к лучшему ли эти изменения - большой вопрос. Точнее, для Херцога, которого куда привычней видеть в джунглях Амазонки или в таинственной пещере на другом конце света, такой вопрос даже не стоит - рассказывая историю Интернета, он повествует прежде всего об опасном неизведанном пространстве, в котором легко потеряться. То есть для Херцога разница между цифровыми дебрями и тропической чащей практически неразличима.

После премьеры фильма Вернер Херцог ответил на несколько вопросов "Российской газеты".

Довольно неожиданно видеть вас режиссером фильма об Интернете. Вы же постоянно бравируете тем, что даже мобильным телефоном не пользуетесь.

Вернер Херцог: Все верно, я не пользуюсь сотовой связью и практически никогда не захожу в Интернет. Это совершенно сознательная позиция - я считаю, что современные технологии убивают живое общение и интерес человека к человеку. У вас в стране это, к счастью, не так сильно заметно - в Санкт-Петербурге я проводил мастер-класс у студентов, и меня приятно удивило, что люди в коридорах университета разговаривают друг с другом. Конечно, и здесь я встречал немало людей, которых гаджеты интересуют больше, чем окружающий мир, но мне показалось, что в России таких все же меньше. И я вас все же поправлю - неверно говорить, что я снял фильм об Интернете. Или как еще любят говорить "об истории Интернета". Он, как и все другие мои фильмы, прежде всего о человеке - о той созидательной и разрушительной силе, которую он несет миру.

Лично для вас феномен цифровой цивилизации стал более понятным после этой картины?

Вернер Херцог: То, что вы называете цифровой цивилизацией, - лишь одна из сторон общей дегуманизации, которую мы наблюдаем. Мне интересен вот какой парадоксальный контекст - все современные технологии так или иначе служат для лучшей связи между людьми. Но на деле они их разъединяют - уже не нужно поздравлять человека с днем рождения лично, можно ограничиться сообщением в социальных сетях. Серьезный разговор по душам сегодня все чаще заменяет переписка в мессенджерах. Мне кажется, этот момент мы не до конца осмысляем, хотя неплохо было бы задуматься об этом зазоре между формальной задачей технологий и их реальными последствиями.

Все современные технологии так или иначе служат для лучшей связи между людьми. Но на деле они разъединяют

Вас в равной степени можно назвать успешным режиссером и документальных, и игровых картин. Сами вы делаете разницу между ними?

Вернер Херцог: Нет, для меня нет никаких различий. Я, например, довольно часто пишу сценарии к своим документальным фильмам. И я вас уверяю, что большинство режиссеров-документалистов тоже пишут. Просто многие воспринимают документальное кино как слепок реальности. Но это не так. Кино - это прежде всего история, которую вам кто-то рассказывает. И эта история подразумевает и авторский взгляд, и концепцию. А реальность лучше искать в журналистских репортажах. Хотя и там тоже вы сталкиваетесь с пересказом.

Вы в силу семейных причин (жена Вернера Херцога родом из Екатеринбурга. - Ред.) довольно часто бываете в России. Какие стереотипы о нашей стране оказались, по-вашему, правдивы, а о каких лучше забыть как страшный сон?

Вернер Херцог: Знаете, русские часто спрашивают меня о стереотипах, и я в такие моменты не сразу нахожу, что ответить. Потому что никаких особенных предубеждений ни у меня, ни у огромного количества моих знакомых относительно России просто нет. Есть, конечно, набор каких-то совсем уж лубочных символов - медведи, балалайка, водка, икра. Но все отдают себе отчет, что все это имеет мало отношения к реальности. Для меня Россия - это огромное пространство красоты. Чем больше я бываю на Урале, в других нетуристических местах, тем больше поражаюсь, насколько разнообразна ваша страна. Но вы и без меня это наверняка знаете.