Также стало известно, что в 2017 году "Дуэлянт" выйдет в широкий прокат в Китае, причем заниматься им будет та же компания-дистрибьютор, которая продвигала на китайском рынке такие фильмы, как "Русалка", "Охота на монстров" и "Дораэмон". Глава компании заявил, что видит в "Дуэлянте" потенциал повысить рекорд, поставленный на китайском рынке фильмом "Сталинград". Ну а пока кинематографисты гадают - сколько же соберет фильм в России, и первые зрители называют свои оценки.Режиссер фильма Алексей Мизгирев дал интервью "РГ".
Алексей, как фильм приняли в Торонто? Накануне премьеры в Канаде все волновались из-за того, что сам режиссер там присутствовать не будет - вам было отказано в визе. Но в итоге все решилось - в Торонто "Дуэлянта" отправилась представлять команда в полном составе. Однако отклики в канадской прессе были противоречивые.
Алексей Мизгирев: В визе мне не отказали. Я в итоге ее получил. Просто был сбой бюрократической машины, а когда он был исправлен, все встало на свои места. В Торонто было пять показов и все прошли с аншлагами. И для зрителей, и для журналистов, и для представителей индустрии. У меня ощущения положительные. Зал хотел общаться. Зрители стремились прикоснуться к Петру Федорову, потому что они поверили в происходящее на экране и стали бояться за его жизнь, уже не отделяя персонажа от человека. Вначале было много представителей русскоязычной аудитории, но потом она постепенно уменьшалась, потому что другие гости фестиваля тоже хотели посмотреть "Дуэлянта".
Фестиваль в Торонто - огромная индустриальная машина. Уже сам по себе факт попадания нашего фильма туда важен. Это же инициатива не с нашей стороны - со стороны фестиваля. Значит, в картине увидели потенциал. Там что ни день - премьера больших голливудских картин и то, что мы стоим в этом ряду, - только от этого можно быть вдохновленным.
По поводу индустриальной машины. У вас это первое хождение в кино как в большую индустрию - в зрительский кинематограф. Авторское кино, которым вы занимались ранее, совсем другое.
Алексей Мизгирев: Я не считаю, что другое. И не уверен, что стоит так ставить вопрос, что есть большое настоящее кино, а есть заводи авторского, откуда берут режиссера и поднимают куда-то наверх. Это не чиновничья организация, в которой вдруг перевели на старший этаж.
Но есть требования жанра. Вот у вас сейчас два зрительских проекта (второй - фильм "Девятая", который также делается с продюсером Александром Роднянским - прим. "РГ"), и оба они, судя по всему, должны принести достаточно серьезную прибыль. Насколько вам пришлось ломать себя, и почему было принято такое решение - перейти поближе к массовой аудитории?
Алексей Мизгирев: Жанр - это то, что мы себе сами создаем в этом качестве. Вы же видели картину - она в такой же степени жанровая, в какой индивидуальная. Судя по первым реакциям, как раз об этом и говорят: в ней есть индивидуальное начало, но в то же время она увлекательная как зрелище. У меня немножко другая оценочная шкала всего этого процесса. Я не делю кино на коммерческое и некоммерческое. Есть кино индустриальное, а есть штучный продукт. Эти штучные продукты могут быть в любом жанре, что совершенно не ограничивает автора. Думаю, что "Дуэлянт" относится к этой категории. Поэтому ни о каком "заносе", ломке себя, и чего-то еще, речи быть не может.
Скажите, ваш фильм "Бубен, барабан", например, это штучный продукт?
Алексей Мизгирев: Разумеется. Все картины, которые я делаю, созданы руками, кровью. Конечно, "Бубен, барабан" вряд ли можно назвать индустриальным продуктом.
То есть "штучный продукт" по-вашему это...
Алексей Мизгирев: Все сделано руками - от декорации до идеи. Он наполнен эмоциями, чувствами, желанием сделать это и только. Это не супермаркет!
Сейчас приходит зритель в торговый центр, заходит в кинотеатр. Перед ним стоит автомат по продаже билетов. Он нажимает кнопку у картинки, выбирает, какую эмоцию хочет получить. Кто-то это называет аттракционом...
Алексей Мизгирев: Тем не менее получается. Выходит фильм "Выживший", другие картины. Штучных продуктов не так много относительно общего потока. Но они, к счастью, есть.
Как режиссеру удержать себя, чтобы он мог делать такие вещи, не сбиваясь в коммерцию?
Алексей Мизгирев: Это внутренняя работа, внутренняя состоятельность самого человека, который зачем-то выбрал конкретно эту профессию. Это вопрос понимания мира, если хотите, антропологического.
Алексей, а как получилось, что вы стали работать с Роднянским?
Алексей Мизгирев: Я принес ему замысел, и Александр Ефимович на него откликнулся.
Вам нравятся фильмы Андрея Звягинцева?
Алексей Мизгирев: Да, очень! У него свой авторский взгляд на мир, и мне всегда интересно, как он смотрит на то или на другое. Думаю, что Андрей - один из лучших и самых сильных наших режиссеров.
Насколько вы привязаны к команде и хотите, чтобы с вами работали те или иные люди, актеры?
Алексей Мизгирев: Не привязан. Каждый раз провожу кастинг и встречаюсь с новыми артистами, меняется группа. Главное, чтобы люди были объединены одним замыслом. Иногда по объективным обстоятельствам кто-то не может, он где-то занят. Приходится искать... Главное - найти людей, которые правильно понимают замысел.
Как вы взяли Наталью Негоду на главную роль, когда снимали "Бубен, барабан"? Про нее уже тогда все забыли.
Алексей Мизгирев: Кто забыл? Публика? Но мы же внутри профессии. Нам нужна была артистка этого возраста, мощная личность. Был кастинг. И одной из артисток, пришедших на него, была Наташа. И когда она сыграла видеопробу, стало очевидно - вот она - наша героиня. Наташа легко вошла в картину. И в этом не было никакого аттракциона.
Вы видите какого-то актера как исполнителя главной роли, а продюсер вам предлагает другого. Что вы делаете?
Алексей Мизгирев: Со мной не было такой ситуации ни разу.
Как в фильме "Дуэлянт" появились Петр Федоров и Владимир Машков? У Машкова роль негодяя в вашем фильме ломает восприятие его как артиста, потому что он в своих работах последнего времени - от "Края" до "Родины" - совершенно другой образ создает.
Алексей Мизгирев: Владимир Машков - большой русский артист. Он может играть разные роли и быть убедительным в том или ином качестве. В силу каких-то обстоятельств ему предлагали другие роли. Я ему предложил такую. И его герой - не негодяй, а сложно мотивированная личность. Оба персонажа - амбивалентны. Персонаж Петра Федорова как бы хороший человек, но совершает плохие поступки. Персонаж Машкова как бы мотивирован злом, но он очень убедителен и, как ни странно, человечен.
То, что вы сейчас говорите, оправдывает героя Машкова. Получается любого злодея можно оправдать и наоборот?
Алексей Мизгирев: Я сейчас говорю о роли Владимира Львовича, а не об абстрактных злодеях, таких, как Чикатило и ему подобные.
Я считаю, что человек стоит перед каким-то выбором. Направо или налево. В зону тьмы или в зону света. "Дуэлянт" - картина про это. Она не дает глупых моралистических ответов по поводу того, что мы должны быть все хорошие, а говорит о том, что жизнь - сложная вещь. Человек рождается, у него появляется личность. Что он делает с ней? Происходит забвение, он ее теряет или каким-то образом сохраняет. И вот, когда у кого-то отбирают личность, эго, его "я", готов ли он пойти до конца, чтобы ее вернуть? И персонаж Федорова, и Машкова готовы пройти этот путь. Вот почему, когда проходил кастинг, было понятно, что мы должны искать артистов c большим масштабом личности.
Для Петра Федорова - это особенная роль. Почему вы выбрали его? Что почувствовали?
Алексей Мизгирев: Огромную готовность бросить себя в ту зону, в которой нет сдерживающих факторов. Я имею в виду эмоции. Не сыграть что-то, а прожить этого персонажа. Федоров был внутренне заряжен на такого рода работу. И это помогло и мне, и ему увидеть профессионального дуэлянта Яковлева, а не артиста Петра Федорова.
Действие фильмов "Дуэлянт" и "Девятая" будут проходить в одно и то же историческое время. Вы можете снимать любой исторический материал?
Алексей Мизгирев: Важна подготовка и то, что готовясь к картине, узнаешь про время, про место, про людей. Как они жили, с чем, и прочее. В этом смысле, если это будет картина про 9 век до нашей эры, нужно просто задаться вопросом: как это все происходило и открыть для себя, попытаться услышать это не штампово, а как-то иначе. Для меня в этом нет никакого предубеждения.
Когда я смотрела фильм "Дуэлянт", мне мешало то, что артисты "не вписываются" в 19 век.
Алексей Мизгирев: Вы находитесь в плену штампов о том, как это было на самом деле. Они сформированы каким-то культурным багажом: спектаклями Малого театра, фильмами, сериалами, литературой. А мы пошли дальше - в зону, в которой отодвинули эти штампы. Это касалось и декораций, и предметного мира, и способов существования артистов, и выбора костюмов. Вы привыкли к репликами "милостивый государь", а в фильме принципиально этого нет. Там никто не говорит с приставкой "с". Это - мой режиссерский взгляд на вещи. Не случайный. Мы делали фокус-группы, и сотрудники-социологи сказали, что мы разрушили все штампы среднестатистического зрителя о 19 веке.
С каким оружием вы работали?
Алексей Мизгирев: Было много разных консультантов - целый корпус. И несколько из них были связаны с оружием. Это настоящее оружие того времени. Антикварные вещи - не реплики, не новодел. Мы его нашли, переделали под возможность стрельбы и использовали в картине.
Элемент "осечка" - очень сильный. Зритель находится в огромном напряжении. Вы его намеренно на протяжении фильма используете его несколько раз? И уже перестаешь реагировать так, как нужно.
Алексей Мизгирев: Но это ваша точка зрения. Я знаю людей, для которых фильм пролетел за 10 минут. Они вошли в эту воду и вышли. Я видел женщин, которые рыдали, выходя из зала, потому что им было жалко героя. Мужчин, что сидели в напряжении, и особо делали акцент на сценах с пистолетами. Вы спрашиваете "почему?". Я их так выстроил - они работают и выдерживают задачу в тех картинах, в которых я и хотел.
Мне кажется, музыка идет не на пользу фильму…
Алексей Мизгирев: Вы говорите о своих личных ощущениях, а я видел десятки людей, которые подходили и говорили другое. Я не жду комплиментов. Я же сделал этот фильм - у меня свои представления о том, как все есть. И я сам все прекрасно про него понимаю. Но, в отличие от вас, люблю эту картину, и она стоила мне больших усилий - есть вещи в ней, которые для меня очень важны.