Евгений Гришковец переквалифицировался в бармены

В театре "Школа современной пьесы" - премьера спектакля Иосифа Райхельгауза "Пока наливается пиво". В главной роли - Евгений Гришковец, он же - автор.

К Гришковцу можно относиться по-разному. Но равнодушным он не оставляет никого. Поклонники его раннего творчества - и книг, и спектаклей (а в "Школе современной пьесы" всегда шли лучшие из них) могли поражаться  его умению вплетать свою жизнь в искусство и наоборот. В какой-то момент выбранная стратегия публичной рефлексии перестала работать, потому что "мальчик вырос". И то, что смотрелось органично в одном возрасте, было странно для другого. Гришковец, видимо, тоже это почувствовал, и стал заново "искать себя", пробуя новые формы, вплоть до публицистики в СМИ.

Но вот - премьера нового спектакля, и нужно сказать, что такой путь дальнейшего развития артиста и писателя Гришковца зрителю придется по душе. Это подтверждает и интерес к новой постановке - в зале аншлаг, приходится ставить дополнительные стульчики для многочисленных зрителей.

Участники спектакля - а это все зрители - сразу же оказываются за стойкой бара. И видят всю изнанку, всю кухню "изнутри". На сцене - молодой бармен и хорошенькая официантка занимаются хозяйством - готовятся к приему посетителей. Но вот появляется Гришковец. Надевает кожаный фартук (или сделанный под кожу), и становится ясно - сейчас будут кого-то препарировать... Обходится без крови. "Препарируют" человеческую природу, людские отношения. Спектакль выстроен в виде мастер-класса. Бармен со стажем (Гришковец) обучает жизни молодого коллегу - у того роль практически без слов. Его дело - слушать, внимать, смешивать коктейли и наливать пиво. Во время спектакля особо интересует вопрос - настоящие ли напитки? Директор театра Екатерина Кретова подтвердила обозревателю "РГ", что да. К слову, Гришковец действительно когда-то работал барменом, так что перевоплощаться в данном случае особо не пришлось.

До Нового года все билеты проданы. В Москве уже шутят, зачем идти в "Школу современной пьесы": там наливают

Есть анекдот про двух быков - старого и молодого. Первый спокойно передает опыт горячему и нетерпеливому самцу. Нельзя его не вспомнить, когда слушаешь, как Гришковец поучает коллегу. Рассказывает, что люди делятся на дневных и ночных, что человек идет в бар, потому что не хочет себя чувствовать одиноким, "здесь все - несчастны", и "здесь - демократия". Про демократию - особо - премьера состоялась 18 сентября, в день выборов. И все происходящее в стране, тут же органично вплели в ткань спектакля. Так, герой Владимира Качана - "завязавший" с алкоголем, ходил и спрашивал у всех: "Вы за кого голосовали?", и обсуждал последние новости в газетах. Так же и в последующих спектаклях - только  в них обсуждаются события нового политического дня. В плане импровизации "Пока наливается пиво" похож на постановку того же театра "Прочитанное, подсмотренное, подслушанное..." Однако он - другой. В нем сильнее авторское начало. Все герои - а их 12 человек - проходят через взгляд бармена.

И на самом деле спектаклем назвать увиденное язык не поворачивается. Потому что перед зрителями сцены из их собственной жизни, которые происходят сплошь и рядом. Можно выйти на улицу, зайти в кафе и продолжить смотреть "Пока наливается пиво". И так же одни истории затрагивают, другие - нет. Можно посмеяться, как в пьесе, над парочкой, которая перебирает все страны на земле, выбирая, "куда валить" из России. Или растрогаться, слушая историю пожилой семейной четы - мужа и жену играют Елена Санаева и Алексей Петренко (аплодисменты при их появлении на сцене звучат минут пять). Все это взято из реальности, практически Copy - Paste. Под музыку Левона Оганезова. Он тут и тапер в баре, и полноправный участник спектакля. Красивые женщины, мужской разговор, пьяные откровения, первое свидание...

Но жизнь течет своим чередом. А в театре положен финал. И режиссер Иосиф Райхельгауз придумал такой финал, который заставляет вздрагивать. Хочется пересказать, но тогда зрительские впечатления будут смазаны. Хотя как-то предупредить зал все равно надо - реакции могу быть неоднозначными.

До Нового года все билеты на новую постановку с Евгением Гришковцом уже проданы. И после - расходятся также быстро. Настолько, что в театре делают дополнительные спектакли. А в Москве уже шутят на тему того, что стоит идти в "Школу современной пьесы" - там наливают.