Эта "баталия" и определит, кто станет абсолютным победителем старейшего педагогического состязания страны и обладателем главного приза - Большого Хрустального пеликана. 26 лет прошло с тех пор, как Хрустальный пеликан обрел своего первого хозяина. Если в 1990-м открытые конкурсные уроки давали всего 22 человека, то в этом году своих лучших словесников, математиков, физиков, химиков, географов, историков - победителей областных, краевых и республиканских этапов - на финал впервые прислали все 85 регионов России.
Участники заметно помолодели: средний возраст - 37 лет. Но все больше тех, кто только недавно распрощался с университетской скамьей. Оно и понятно: долгий и напряженный педагогический марафон требует сил, азарта, здорового честолюбия и бесстрашия, желания высказаться и закрутить вокруг себя вселенную.
Конечно, и среди "стажистов" встречаются неуспокоенные, но они в меньшинстве. И теперь уже сложно представить, что кто-то из умудренных опытом решится побить рекорд преподавателя музыки и МХК из Сургута Александра Иванова: ему было 73 года, когда он, прошедший через сталинские лагеря, ссылки и лишь на пенсии (!) получивший диплом о высшем образовании, в 1996-м приехал на конкурс отстаивать честь Ханты-Мансийского автономного округа. Как и в школе, женщин среди конкурсантов всегда больше, чем мужчин. Однако почти за три десятилетия существования проекта звания абсолютного победителя были удостоены лишь шесть представительниц прекрасного пола: учитель начальных классов Зинаида Климентовская и "француженка" Екатерина Филиппова из Рязани, столичный словесник Вита Кириченко, математики Наталья Никофорова из Магнитогорска и Анна Мехед из Москвы, биолог Алла Головенькина из Татарстана.
Впрочем, стоит ли поверять алгеброй гармонию? "Учитель года России", как бурный поток, в воды которого нельзя войти дважды, постоянно меняется содержательно. Если когда-то жюри в основном обращало внимание на то, насколько глубоко педагог знает свой предмет и умеет ли заинтересовать им детей, то теперь к этому добавились новые требования, продиктованные временем и новыми стандартами. Судьи - участники и победители прошлых лет, преподаватели вузов, директора школ, методисты и чиновники - смотрят, ловок ли конкурсант в обращении с компьютером, интерактивной доской и прочими техническими кунштюками. Может ли он шагнуть за рамки своей дисциплины, вплетя в урок элементы других наук. Знаком ли с новейшими методиками и технологиями обучения и воспитания. В состоянии ли показать, какую практическую и повседневную ценность имеют предлагаемые им знания. Способен ли работать в команде, видеть истоки основных проблем системы образования и пути их решения…
Одним словом, перестав быть истиной в последней инстанции, учитель должен доказать, что он грамотный проводник, новоявленный Данко - с таким не заблудишься! Конкурсных испытаний, где можно явить свою многогранность во всей красе, более чем достаточно. Эксперты заочно оценивают интернет-сайты претендентов на победу, читают их философские эссе, посвященные глубинной сути профессии.
В первом очном туре педагоги защищают свой методический опыт и дают открытые уроки. Учеников они впервые видят лишь после звонка. И есть всего 45 минут, чтобы завладеть вниманием детей, расположить их к себе и, очарованных, увлечь за собой. Пятнадцать лучших преподавателей выходят во второй тур. Их ждут мастер-классы на сцене, импровизированные педсоветы и командная работа над образовательными проектами. Большое жюри и его бессменный председатель - ректор МГУ Виктор Садовничий - выбирают пятерых победителей, которым предстоит разговор с министром образования и науки России.
Круг сужается, с каждой минутой, Большой Хрустальный пеликан становится все ближе, все желаннее. Но одной лишь жажды победы во имя победы недостаточно. Первым никогда не станет тот, в ком нет доброй жадности до чужого опыта и находок, открытости, умения учиться и признавать свои просчеты, а главное - желания изменить мир вокруг себя, сделать его хотя бы немного разумнее и справедливее. Поэтому неправы те критики, кто видит в "Учителе года" лишь яркое шоу. Потому как несколько конкурсных дней на деле стоят нескольких институтских лет - и это вам любой участник подтвердит. И не случайно встречи лауреатов с первыми лицами государства тоже давно уже вошли в традицию.
Некоторое время назад конкурс стал странствующим: каждый следующий год его принимает родина действующего победителя. Это вопрос престижа и резонанса - кто, если не лучшие педагоги страны, достойны такой рекламы? Этой осенью цвет отечественной школы встречала Самара, где живет историк Сергей Кочережко, учитель года России-2015. Куда полетит пеликан в следующем сентябре, станет известно уже в этот понедельник, когда на сцене Государственного Кремлевского дворца зазвучат фанфары в честь учителя года России-2016.