Речь идет о применении статьи 50 Лиссабонского договора от 2007 года (Договор о реформе ЕС), которая оговаривает условия выхода того или иного государства из состава ЕС. Вначале оно должно инициировать переговоры с Евросоюзом. Затем премьер информирует Евросовет о намерении выйти из состава Евросоюза, после чего начинаются переговоры, которые могут длиться до двух лет, причем срок может быть продлен. В итоге стороны должны прийти к соглашению, которое одобрит как Британия, так и квалифицированное большинство оставшихся 27 стран - членов ЕС.
Если же консенсус по этому вопросу не будет найден, Британия может выйти на общих условиях Всемирной торговой организации. Однако в таком случае сторонам будет сложно добиться выполнения своих пожеланий, кроме того, появится множество барьеров для выхода Британии на рынок Евросоюза, поэтому такой вариант рассматривается как крайний случай. Пока что европейские лидеры намерены завершить переговоры до лета 2019 года. Но учитывая сложность задач, это может оказаться трудновыполнимым.
Это и отметила Тереза Мэй, "выход из Brexit представляет собой "крайне сложный" процесс и британским властям предстоит провести длительные переговоры с Брюсселем относительно деталей выхода страны из союза". Как полагает аналитик Европейской программы Королевского института международных отношений Квентин Пил, финального урегулирования всех деталей выхода Британии вряд ли стоит ждать ранее середины 2020-х годов.
Среди наиболее значимых проблем, которые предстоит согласовать сторонам - взаимное соглашение о правах граждан в Соединенном королевстве и ЕС, а также создание новых механизмов для доступа Британии, например, к свободному небу в Европе и на энергетический рынок Евросоюза. Темой для обсуждения станут передача регуляторных функций от ЕС в Британию в некоторых отраслях, таких как рынок лекарств, обмен данными разведок, рыболовство; миграция и многое другое.