В августе аналитики Банка России предположили, что производство картофеля в стране в 2016 году может снизиться на 2,2 процента по сравнению с прошлогодним урожаем - до 32,86 миллиона тонн. Это не беда, поскольку и такой объем с лихвой обеспечит внутреннее потребление. Проблема в другом: во-первых, из-за плохой погоды страдает качество, а во-вторых, могут произойти резкие колебания цен на рынке.
В минсельхозе урожай прогнозируют на еще более низком уровне. Как сообщили "РГ" в ведомстве, "валовой сбор картофеля - 31,8 миллиона тонн". Впрочем, пока картошки выкопано только с 37 процентов посевной площади, к тому же урожайность оказалась даже выше прошлогодней - почти 222 центнера с гектара против 210 центнеров в 2015 году. Так что ситуация может улучшиться.
Сами производители не хотят соглашаться ни с чиновниками, ни с аналитиками. О том, что в этом сезоне стоит ожидать какого-то неурожая или его снижения, говорить не стоит, полагает глава подмосковной компании "М9 АГРО" Кирилл Морозов.
Называть конкретные ценовые показатели эксперты не спешат, поскольку на их формирование влияет слишком много факторов. Однако они полагают, что резкого падения цен на картошку не произойдет. Но и значительного роста тоже не предвидится, поскольку урожай будет внушительным, и вряд ли производители захотят его сразу распродавать. Все будет в рамках сезонности - осенью картофель подешевеет, а зимой - восстановится до среднего уровня. Как это и наблюдалось в предыдущие годы.
К тому же на цены в 2015 году повлияли и сами граждане, которые, как отмечает глава аппарата Картофельного союза Татьяна Губина, стали массово переходить с картофеля на крупу и макароны.
В результате к новогодним праздникам ценники на "второй хлеб" пришлось переписывать: килограмм подешевел с 24,5 рубля в августе до 20 в декабре. "Мы рассчитываем, что потребление в этом году будет все-таки выше", - говорит Губина.
Поддержка производителям ожидается и со стороны государства. Премьер-министр Дмитрий Медведев дал распоряжения, в которых ведомствам было поручено проработать вопросы финансовой помощи и снижения тарифов на перевозку овощей и фруктов из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток. Какие именно меры будут приняты, станет ясно к концу октября, когда ФАС, минсельхоз, минтранс и минэкономразвития совместно с РЖД внесут свои предложения в правительство.
"Замечательно, что вопрос транспортировки будет каким-то образом решаться, - восклицает Губина. - Ведь дело дошло до того, что в восточных регионах из-за роста транспортных расходов стало выгоднее покупать продукцию в соседнем Китае. Надеюсь, что теперь ситуация изменится к лучшему". К тому же снижение накладных расходов поможет быстро перебрасывать продукцию в нужный регион, сглаживая ценовую разницу.